... > Политология > Понятие, типологии, принципы,...

Понятие, типологии, принципы, разновидности, причины возникновения и трансформации политического режима

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Типология политических режимов Демократический режим Авторитарный режим
Тоталитарный режим Признаки тоталитарного режима Тоталитаризм
Принципы политических режимов Принцип авторитарности Принцип демократизма
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Типология политических режимов

Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция.

Признаки демократического режима:

  • Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.

  • Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.

  • Неприкосновенность частной собственности.

  • Свобода средств массовой информации.

  • Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.

  • Легитимность государственной власти.

  • «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.

  • Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.

  • Существование гражданского общества с его развитой структурой.

  • Реальное осуществление принципов правового государства.

  • В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».

  • Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.

  • Свобода вероисповедания.

  • Принцип разделения властей.

Антидемократический режим — политический режим, для которого характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим — (от лат. autoritas — власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

Признаки авторитарного режима:

  • Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.

  • Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы принимаются по усмотрению правящей элиты.\

  • Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. Но при авторитаризме алгоритм поведения может быть изменен в любой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонентами.

  • Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.

  • Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.

  • Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­лини.

Признаки тоталитарного режима:

  • Политическая цензура и пропаганда в СМИ.

  • Культ личности, вождизм.

  • Единственная общеобязательная государственная идеология.

  • Отсутствие реальных прав и свобод граждан.

  • Сращивание государственного и партийного аппарата.

  • Изоляция от внешнего мира («железный занавес»).

  • Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа «врага народа» (внутреннего и внешнего).

  • Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.

  • Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.

  • Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Мурья в Индии (321185 г.г. до н.э.), династия Цинь в Китае (221206 г.г. до н.э.).

Однако наиболее распространена в науке точка зрения, согласно которой тоталитарный режим стал возможен и появился только в XX веке. В наиболее чистом виде тоталитарный режим проявился в СССР при Сталине и фашистской Германии при Гитлере.

Из современных государств — наиболее близка к тоталитарному режиму Северная Корея.

Принципы политических режимов

Принцип демократизма:

  • Равноправие сторон во всех видах общественных отношений;

  • Государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;

  • Взаимная ответственность личности и государства;

  • Существует свобода выбора варианта поведения;

  • Наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;

  • Действует общедозволительное регулирование в праве. (В праве существуют два типа регулирования: Общедозволительное регулирование выражается формулой: "Разрешено все, кроме прямо запрещенного законом". В этом случае действует общее дозволение на любые варианты поведения, а право очерчивает рамки, которые нельзя переступать, т. е. очерчивает перечень конкретных запретов. Разрешительный тип регулирования выражается формулой: "Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом". В этом случае действует общий запрет на любые варианты поведения, не предусмотренные законодательством. Право представляет собой перечень конкретных дозволений (разрешений). В праве преобладают запреты и обязанности.).

Принцип авторитарности:

  • Диктат государства и его органов.

  • Наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства.

  • Односторонняя ответственность личности перед государством.

  • Разрешительный тип регулирования в праве.

Сочетание этих двух принципов дает конкретный вид политического режима.

Принцип демократизма. Принцип авторитарности.

Воплощение в общественную практику государства принципов демократизма и авторитарности ведет к формированию того или иного вида политического режима. С большой долей условности все политические режимы можно разделить на три вида:

  • Тоталитарный.

  • Авторитарный.

  • Демократический.

При организации власти в любом государстве, так-или иначе, воплощаются как идеи авторитарности, так и идеи демократизма. В зависимости от того, черты какого принципа выражены более явно в законодательстве и общественной практике, политический режим можно охарактеризовать как демократический, тоталитарный (жестко-авторитарный) или авторитарный (переходный). В литературе предлагаются различные характеристики политических режимов, более подробные, но все виды политических режимов по некоторым существенным признакам могут быть отнесены к одному из трех названных видов.

Выделяют следующие разновидности политических режимов:

  1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

  • Первая группа это формальные признаки:

    • народ — основной источник власти;

    • юридическое равенство всех граждан;

    • преобладание большинства над меньшинством при принятии решений;

    • выборность основных государственных органов.

  • Вторая группа это реальные признаки:

    • развитые институты представительной и непосредственной демократии;

    • гарантирование гражданам политических прав и свобод;

    • свобода информации и независимость СМИ;

    • партийный и политический плюрализм;

    • разделение властей;

    • независимость профсоюзов;

    • местное самоуправление;

    • сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия;

    • признание этнических и других социальных меньшинств.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

  • Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

  • Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

  • Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Трансформация политических режимов.

Известно, что общество находится в постоянном движении, изменении. Изменяются условия, в которых протекает жизнедеятельность, изменяются цели и задачи общественного развития, изменяется структура общества, место и роль социальных слоев и групп. Эти изменения в свою очередь создают объективную возможность и необходимость перехода (трансформации) от одного политического режима к другому.

Для трансформации политического режима недостаточно только объективных или только субъективных факторов, необходимо сочетание как первых, так и вторых.

  • Причины, вызывающие и предопределяющие необходимость изменений или перехода от одного режима к другому:

    • Экономические: развитие производительных сил общества; изменение форм собственности; состояние экономики.

    • Социальные: особенности социальной структуры общества; изменение места и роли различных социальных групп в жизнедеятельности общества.

    • Политические: особенности исторически сложившейся политической системы общества; соотношение между основными субъектами политической жизни.

    • Идеологические: состояние общественного сознания; уровень общей и политической культуры общества в целом и отдельных социальных классов, слоев, групп.

  • Субъект(ы) процесса трансформации:

    • Правящий класс(ы):

      • доминирующая элита;

      • оппозиционная элита.

    • Неправящий класс(ы):

      • в своих интересах;

      • в интересах иных классов (квазисубъект).

    • Внешние силы (иные государства):

      • прямой диктат;

      • косвенный (скрытый) диктат, давление.

  • Формы трансформации:

    • Реформа «сверху».

    • Абдиция, т.е. быстрое разложение власти.

    • Согласованная реформа (между властью и оппозицией).

    • Реформа «снизу».

    • Революция.

Следует иметь в виду, что трансформация политических режимов может происходит как в одном, так и в другом направлении, т.е. от недемократических режимов к демократическим и наоборот. Процесс трансформации, включая и саму возможность и необходимость ее, является результатом взаимодействия многих и объективных, и субъективных факторов.