... > Политология > Развитие общественно-политической мысли...

Развитие общественно-политической мысли в России

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«Слово о законе и благодати» Распространение либерализма Западники Славянофилы «Народничество»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

История политических учений России берёт начало из Древней Русских летописей, в кот. делались попытки установить историческое прошлое Руси. «Слово о законе и благодати» (XI в.) – главная идея: независимость Руси от Византии и укрепление княжеской власти.

В условиях феод. раздробленности в летописях появляется тема объединения земель и борьба с внешними врагами. («Повести временных лет», «Слово о полку Игореве»).

Необходимость укрепления централизованного государства, борьбы с засильем бояр.

Вместе с укреплением Российского государства (при Петре I) была идея укрепления царской власти. В 18 в. в России стали проникать идеи Европейских мыслителей.

Сторонник теории естественного права Татищев выступал против крепостничества. Обосновал необходимые развития науки и просвещения. Появляются защитники класса буржуазии (Посошков) – защищая интересы купцов выступал за регламентацию деятельности, за выполнение царских указов ими, за установление цен на товары.

Распространение либерализма (начало 19 в.) – Сперанский – распределение властей: законодательную, исполнительную, судебную.

Конституционные проекты Декабристов были более прогрессивными: идеи по демократизации государственного строя в России, необходимость обеспечения ответственности правительства перед народом, введение демократ. прав и свобод, гарантии неприкосновенности личности и др.

В 19 в. взгляды на пути и характер развития государств. и экономического развития России нередко носили противоположный характер (Западники и Славянофилы).

Западники (Анненков, Боткин, Тургенев, Чаадаев) выступали за принятие Россией Западноевропейских политических ценностей, призывали к быстрому развитию в Р. транспорта, торговли, освобождению крестьян с наделами земли за денежный выкуп. Эти преобразования должны осуществляться мирным путём.

Славянофилы (Аксаков, Киреевский) считали неприемлемыми западные принципы развития (в России специфическое миропонимание, традиционные обществ. устои, стиль и уклад жизни русского народа), идеализировали допетровский период, представляя его как время без деспотизма, с гармоничным взаимодействием общества и власти.

В середине 19 в. в условиях размаха крестьянского движения, развернулась деятельность революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов) – пришли к выводу, что развитие общества происходит через борьбу масс с угнетателями. Решить основные противоречия можно в результате революции, восстания. Они видели в народе главную силу исторического развития и требовали народовластия. Критикуя буржуазный парламентаризм Западной Европы, они утверждали, что демократия, приспособленная к буржуазии, не может привести народ к благополучной жизни. Положили начало движению разночинной интеллигенции - «Народничество».

«Народничество» (Бакунин, Лавров, Ткачёв) – являлись сторонниками крестьянской революции, кот. привела бы народ к общинному социализму. Ткачёв призывал идти в народ, чтобы поднять его на восстание. Бакунин и Лавров за немедленное свержение самодержавия, используя все возможные средства. Также отстаивали идеи анархизма. Против этих идей выступал Ленин.