- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ПОЛИТОЛОГИЯ >
- РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
Развитие общественно-политической мысли в России
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
История политических учений России берёт начало из Древней Русских летописей, в кот. делались попытки установить историческое прошлое Руси. «Слово о законе и благодати» (XI в.) – главная идея: независимость Руси от Византии и укрепление княжеской власти.
В условиях феод. раздробленности в летописях появляется тема объединения земель и борьба с внешними врагами. («Повести временных лет», «Слово о полку Игореве»).
Необходимость укрепления централизованного государства, борьбы с засильем бояр.
Вместе с укреплением Российского государства (при Петре I) была идея укрепления царской власти. В 18 в. в России стали проникать идеи Европейских мыслителей.
Сторонник теории естественного права Татищев выступал против крепостничества. Обосновал необходимые развития науки и просвещения. Появляются защитники класса буржуазии (Посошков) – защищая интересы купцов выступал за регламентацию деятельности, за выполнение царских указов ими, за установление цен на товары.
Распространение либерализма (начало 19 в.) – Сперанский – распределение властей: законодательную, исполнительную, судебную.
Конституционные проекты Декабристов были более прогрессивными: идеи по демократизации государственного строя в России, необходимость обеспечения ответственности правительства перед народом, введение демократ. прав и свобод, гарантии неприкосновенности личности и др.
В 19 в. взгляды на пути и характер развития государств. и экономического развития России нередко носили противоположный характер (Западники и Славянофилы).
Западники (Анненков, Боткин, Тургенев, Чаадаев) выступали за принятие Россией Западноевропейских политических ценностей, призывали к быстрому развитию в Р. транспорта, торговли, освобождению крестьян с наделами земли за денежный выкуп. Эти преобразования должны осуществляться мирным путём.
Славянофилы (Аксаков, Киреевский) считали неприемлемыми западные принципы развития (в России специфическое миропонимание, традиционные обществ. устои, стиль и уклад жизни русского народа), идеализировали допетровский период, представляя его как время без деспотизма, с гармоничным взаимодействием общества и власти.
В середине 19 в. в условиях размаха крестьянского движения, развернулась деятельность революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов) – пришли к выводу, что развитие общества происходит через борьбу масс с угнетателями. Решить основные противоречия можно в результате революции, восстания. Они видели в народе главную силу исторического развития и требовали народовластия. Критикуя буржуазный парламентаризм Западной Европы, они утверждали, что демократия, приспособленная к буржуазии, не может привести народ к благополучной жизни. Положили начало движению разночинной интеллигенции - «Народничество».
«Народничество» (Бакунин, Лавров, Ткачёв) – являлись сторонниками крестьянской революции, кот. привела бы народ к общинному социализму. Ткачёв призывал идти в народ, чтобы поднять его на восстание. Бакунин и Лавров за немедленное свержение самодержавия, используя все возможные средства. Также отстаивали идеи анархизма. Против этих идей выступал Ленин.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.