Содержание понятия и структурные элементы политической культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Термин политическая культура появился впервые в 18 в. в трудах немецкого философа-просветителя И.Гердера. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в 50-х начале 60-х г. нынешнего столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли американские ученые Г.Алмонд, С.Верба, У.Розенбаум, англичане Р.Роуз, Д. Каванах, французы М.Дюверже и Р.Ж.Шварценберг и др. В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г.Алмонд, С.Верба, Д. Дивайн, Краснов) и символов (Диттмер). Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Плейно), способ политической деятельности (Розенбаум), считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики. Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явление, базирующегося на ценностных, т. е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с гос-вом, формах практической деятельности. Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимодействий с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод. В то же время сосуществование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотиваций поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней логичным, нелогичным и внелогичным элементам (Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политического участия индивида. Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура , закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения и проч. в политического языке (соотв. терминах, символах) , придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.
Политическая культура — явление полиструктурное, многоуровневое. Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам). Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои, страны), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) группам. Выборка людьми ценностных ориентаций (и соотв. форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у них носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, способах политического участия. В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры является способности лидеров и представителей элит выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволят им приобрести и поддержать авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву.
К важнейшим из функций политической культуры можно отнести следующие:
Идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.
Ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
Адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий.
Социализация, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.
Интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранение целостности гос-ва и его взаимоотношений с обществом в целом.
Коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и др. средств информации и языка общения.