... > Политология > Социально-политические взгляды Л....

Социально-политические взгляды Л. Гумпловича и Э.Дюркгейма

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Людвиг Гумплович Эмиль Дюркгейм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Людвиг Гумплович (1838-1909). Его основные труды по вопросам государства: Раса и государство. Исследование о законе формирования государства, Общее государственное право. Свое мировоззрение Гумплович называет реалистическим. В его рамках и с позиции социологии он рассматривает проблемы, связанные с происхождением, сущностью, организацией и ролью государства.

Борьба за существование является, по Гумпловичу, главным фактором социальной жизни. Государство полностью находится в сфере действия данного фактора. Эта борьба вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития. Практически она выливается в борьбу между различными человеческими группами. Каждая из них стремится подчинить себе другую группу и установить над ней господство. Очевиден высший закон истории: сильнейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединяются, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильного, и так далее.

Гумплович утверждает: Если мы четко осознаем этот простой закон, то кажущаяся неразрешимой загадка политической истории будет разгадана нами.

Истоки постоянной беспощадной борьбы человеческих групп между собой Гумплович объясняет неоднозначно. С одной стороны, он указывает в качестве ее причины расовые различия между ними. С другой стороны, он усматривает конечную причину социальных конфликтов в стремлении людей к удовлетворению своих материальных потребностей.

В самую отдаленную эпоху, полагает Гумплович, конфликты, войны между отдельными родами за владением тем или иным имуществом завершались уничтожением побежденной группы. Позднее людей из таких групп стали оставлять в живых и превращать в рабов, эксплуатировать. Победители, чтобы упрочить свое господствующее положение и держать в повиновении поверженных должны были предпринять ряд организационных и иных мер. Их результатом явилось возникновение государства.

Отныне к войнам между расами и государствами прибавилась еще борьба внутри самого государства. То, что некогда было борьбой антропологически различных орд, на стадии цивилизации трансформируется в борьбу социальных групп, классов, сословий, политических партий. (Сопоставление конфликтов первобытных орд с взаимоотношениями современных классов и политических партий никак нельзя признать научно корректным.

Посчитав, что государство формируется в результате подчинения одной человеческой группы другой группе в качестве средства удержания порядка господства — повиновения, Гумплович выступает категорически против того, чтобы характеризовать государство как орган умиротворения, примирения противоположных интересов. Ему суждено быть органом принуждения, насилия. Согласно Гумпловича, существование общества без государственного принуждения невозможно.

Гумплович квалифицирует государство так: Естественно выросшая организация господства, призванная поддержать определенный правовой порядок.

Активность государства по Гумпловичу не ограничивается гарантированием определенного правопорядка. Он чрезвычайно преувеличивает роль государства. Он говорит: То, чем человек обладает как своим высшим достоянием: свободой и собственностью, семьей и личными правами — всем этим он обязан государству.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) был одним из основателей современной социологии. Его работы: Орак Делении общественного труда и Метод социологии. В первую очередь Дюркгейма интересовало применение философии в политике и общественной жизни. Эти области знаний тесно связаны с социологией, и в 1887 г. Дюркгейм стал первым профессором социологии во Франции в Бордо. В 1902 г. он стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне. Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям возможность жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается структура общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений или мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может создаваться в результате любого резкого изменения социально структуры, например, при внезапных экономических подъемах и спадах. Многие идеи Дюркгейма сформировались на основе его знаменитого исследования проблемы самоубийства. Используя обширные статистические данные, он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, возраст, пол, и даже время года. Что еще более важно, он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социальной интеграции. Другими словами, самоубийство представляет собой нечто большее, чем индивидуальный поступок; оно характерно для представителей определенных групп и поэтому становится социальным явлением или, как выражался Дюркгейм, (социальным фактом). Такие явления наблюдаются в течение длительного времени и существуют независимо от индивидуальных особенностей людей, поэтому их нельзя объяснить на биологическом и психологическом уровне. Концепция Дюркгейма представляет собой функциональный подход к исследованию социальных явлений.

“Чтобы объяснить социальный факт, — писал Дюркгейм, — мы должны выявить его функцию в создании соц. порядка.

Поэтому, когда большинство криминологов считали, что преступление обусловлено индивидуальной патологией, Дюркгейм рассматривал его как общественное явление, которое даже использует некоторые позитивные социальные функции. Ни одно общество не может обеспечить всеобщее соблюдение норм, и девиация необходима, чтобы общество было гибким и готовым к переменам. Как и многих ученых в области общественных наук, Д. глубоко волновали нравственные проблемы его времени. Однако он считал, что формирование и функционирование социальных институтов следует изучать в высшей степени объективно; лишь после тщательного научного исследования социолог вправе вмешиваться в дела общества. Научный подход Дюркгейма оказал значительное влияние на развитие научной мысли.