Современные избирательные технологии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Избирательные технологии — явление политической жизни, возникшее сравнительно недавно. Оно неразрывно связано с политическим маркетингом — комплексом мероприятий в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Разработка избирательных технологий включает в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании.
Эта работа требует профессиональных навыков и организованных усилий большой группы людей и не под силу самому кандидату. В связи с этим существуют фирмы, специализирующиеся в области оказания политико-маркетинговых услуг. Первая такая фирма была создана в Калифорнии в 1933 г. За 20 лет работы она провела 75 избирательных кампаний и в 70 победила. В современных государствах действуют многочисленные фирмы подобного рода. Наиболее крупной российской фирмой, оказывающей услуги в области политического маркетинга, является «Никколо М.». Наряду с ней действуют десятки других менее известных компаний.
Изучение избирательных технологий позволяет выявить их общие принципы, провести сравнение российского и зарубежного опыта, найти новые формы и методы организации избирательных кампаний.
Проведение избирательной кампании требует стратегического планирования, которое включает в себя, как правило, четыре стадии:
сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников;
оценку имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы;
непосредственную разработку стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, основных лозунгов;
планирование, т.е. переведение всего вышеназванного в законченный план всей кампании.
Рассмотрим эти стадии подробнее.
Сбор и оценка информации, проводимые с помощью обследования общественного мнения, позволяют установить электоральные намерения, отношение населения к положению в стране, выявляют проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями (проблемы здравоохранения, экономики, обороны). Изучение соперников дает представление о сильных и слабых сторонах всех партий, участвующих в выборах, о кандидатах, вызывающих наибольшее доверие у избирателей. Такое обследование позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Оно помогает установить сильные и слабые стороны партий, заботы и опасения электората, а также сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы:
после сбора и оценки информации проводится разработка самой стратегии: выявляется адресная группа, к которой будут обращены призывы (если есть точное знание тех, к кому обращается кандидат, то известно и то, что и как сказать);
определяется ключевая проблема, вокруг которой будет разворачиваться кампания. Формулируются цели кампании, так как без четкого осознания того, чего кандидат хочет добиться в ходе кампании, не может быть и стратегии. Цели обычно ставятся на двух уровнях: 1) доля голосов, которую стремится получить кандидат, или количество мест в парламенте, которое пытается завоевать партия; 2) изменения в позициях и убеждениях, которые кандидат стремится стимулировать (усилить чувство экономической уверенности или создать образ сильного руководства);
вырабатывается стратегия, суть которой заключается в том, чтобы, учитывая слабые стороны соперника, максимально раскрыть свои преимущества. Для этого применяется реклама своей позитивной программы; оборона своих уязвимых мест; разоблачение недостатков соперников. Эти решения принимаются с учетом того, что у конкурирующих партий тоже будет своя стратегия и необходимо предвидеть их действия и готовить контрмеры и ответные шаги;
формулируются основные лозунги. Они должны быть простыми, запоминающимися и постоянно повторяющимися. Эти лозунги должны доходить до адресата.