Современные теории элит
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Макиавеллистская школа признает:
элитарность любого общества, что вытекает из естественной природы человека и общества;
элите свойственны особые психологические качества, связанные с одаренностью и воспитанием;
групповая сплоченность;
легитимность элиты, признание массами ее права на политическое руководство;
структурное постоянство элиты; ее отношения господства неизменны;
формирование и смена элит в ходе борьбы за власть.
Ценностные теории стараются приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных демократических государств. Они имеют ряд установок:
элита обладает наиболее высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего государства сферах деятельности;
господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее продуктивная и инициативная часть населения;
формирование элиты не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей;
элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии.
Теории демократического элитизма рассматривают руководящий слой не только как группу, обладающими необходимыми для управления качествами, но и как защитницу демократических ценностей. Элиты, согласно данной теории, способны держать часто присущий массам идеологический и политический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.
Концепции плюрализма элит базируются на:
отрицании элиты как единой, привилегированной и сплоченной группы; влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности;
с помощью выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. можно ограничить или вообще предотвратить действие закона олигархических тенденций и удержать элиты под влиянием масс;
конкуренция элит делает возможной подотчетность элит массам; это предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы;
в современном демократическом обществе власть распылена между многообразными общественными группами и институтами;
различия между элитой и массой относительны и условны.
Леволиберальным концепциям свойственно признание единой, относительно сплоченной привилегированной властвующей элиты, ее структурного постоянства, группового самосознания и т.д. Однако внутри правящей элиты существуют сложные иерархические отношения. Сторонники леволиберальной теории элиты обычно отрицают прямую связь экономической элиты с политическими руководителями. Последние согласны с основными принципами существующей рыночной системы и видят в ней оптимальную для своего общества форму социальной организации.
Партократическая теория элиты получила реальное воплощение в странах тоталитарного социализма. Ее основополагающие черты:
глобальный, мессианский характер политической элиты; ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму;
всеобъемлющий характер политического руководства всеми сферами общества: экономикой, распределением материальных и духовных благ, решением кадровых вопросов и т.д.;
происхождение из социальных низов и прежде всего пролетариата как определяющий критерий вхождения в политическую элиту;
приверженность одной идеологии является гарантией успешного руководства обществом;
жесткая иерархичность элиты и милитаризация ее внутренних отношений.