Средства массовой информации - главный канал политической коммуникации. Их структура и функции.
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
СМИ (масс-медиа) — совокупность предприятий, учреждение и организаций, созданный для открытой передачи различных сведений с помощью специального технического инструментария. Наиболее значимые СМИ: массовые справочники, пресса, радио, ТВ, кино-, видео-, звукозапись, Интернет.
СМИ — не только канал коммуникаций, но и их составная часть (самая активная). СМИ четвертая власть. Первые институты политической социализации – семья, церковь, образование. Наиболее важное средство СМИ — телевидение.
Отличительные черты СМИ:
публичность;
наличие специальных технических приборов, аппаратуры;
непрямое разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
однонаправленность, взаимодействие от коммуникатора к реципиенту, невозможность подмены их ролей;
непостоянный дисперсный характер их аудитории;
инициировать уголовные процессы по поднятым журналистским проблемам (могут привлечь человека к ответственности, сделать его нетерпимым и т.д.).
В демократических государствах присутствует рациональный аспект воздействия на разум человека (состязательность, борьба), в недемократических — иррациональный (эмоциональный) аспект воздействия (на чувства людей)
Функции СМИ:
информационная — иметь важную информацию значит иметь власть, иметь возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре — значит иметь двойную и даже тройную власть;
функция социализации;
регулятивная функция;
функция политической манипуляции — скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их к действию или бездействию вопреки их собственным интересам (наклеивание ярлыков и т.д.);
воспитательно-образовательная — подбор формы передачи информации;
функция защиты общества от власти — не обслуживать власть, а защищать от нее;
критика и контроль — основана на авторитете общественного мнения;
познавательная, культурно-воспитательная.
Виды СМИ:
печатные (газеты, журналы, листовки, плакаты);
электронные (радио, ТВ, Интернет).