Становление правового государства в России
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Правовое государство — особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.
Основные признаки:
Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.
Законность во всех сферах жизни; верховенство и прямое действие конституции и законов.
Внешний и внутренний суверенитет государства; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.
Сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права.
Разделение властей.
Высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан.
Контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней.
Недопущение монополизма в политике и экономике.
Единство прав и обязанностей граждан.
Взаимная ответственность человека и государства.
Наличие развитого гражданского общества.
Принципы — это основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию, модель государства, которое могло бы называться правовым.
Принцип приоритета права.
Рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона.
Соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властью.
Необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов.
Наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Принцип единства права и закона.
Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Формирование правового государства в России — это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей построения современного демократического гражданского общества.
Проведение в жизнь экономической, политической и правовой реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства.
Трансформация идеи правового государства в Российской Федерации должна учитывать современные реалии: невысокий уровень культуры, как самого населения, так и государственных органов, правовой нигилизм, слабость демократических традиций и т.д.
Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной конкретной практической деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию, претворению в жизнь его принципов.
Для формирования и функционирования правового государства в современной России необходимо:
Устранить рассогласованность в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ, с другой. Привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией Российской Федерации (в том числе подзаконные акты - в соответствие с законами Российской Федерации).
Преодолеть правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к закону.
Усилить контроль за исполнением уже принятых законов.
Устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией Российской Федерацией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам человека, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.
Необходимость достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у них для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры.
Выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами.
Наличие в стране гражданского общества, поскольку последнее рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства в современных условиях.
Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.