... > Политология > Сущность политической модернизации,...

Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. Условия политической модернизации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Политическая модернизация Модернизационный аспект в политической сфере имел свои особенности типология политических систем по критериям их развитости Основными предпосылками модернизации Модели модернизации Кризисы политического развития в ходе модернизации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Политическая модернизация — это совокупность политических процессов, направленных на существенное преобразование политической системы, на переход общества от традиционного к переходному, а затем и к современному состоянию.

Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств.

Существует следующая типология политических систем по критериям их развитости:

  • Примитивные системы характерны для сообществ, которые находятся на начальной стадии своего политического развития (клан, деревня). В таких системах в одном лице могут совмещаться функции политического, религиозного и хозяйственного руководителя.

  • Традиционные системы. Для них характерна подданическая политическая культура и культура властвующего субъекта. Органы власти дифференцированы. Пример — политические системы феодальных обществ и монархии традиционного типа.

  • Модернистские (современные) системы присущи обществам современного типа. Они характеризуются высокой степенью дифференциации политических институтов (государственных и негосударственных), делением власти на три ветви, деятельностью партий, организаций и т.д. Модернистские системы открыты для дальнейшего развития.

Становление современного общества в западной Европе растянулось на несколько столетий, начиная с 16 столетия. В это время набрало силу западная индустриально-капиталистическая цивилизация, были заложены основы современных политических институтов и стилей поведения и начало формироваться гражданское общество.

Модернизационный аспект в политической сфере имел свои особенности:

  • Модернизация в Европе сопровождалась образованием нации, что способствовало активности национальных движений.

  • В ходе модернизации стала осуществляться перестройка всей системы власти и управления в государстве, возросла роль права, стал внедряться принцип разделения властей.

  • В процессе модернизации значительно расширилось политическое участие граждан.

Критериями модернизации являются:

  • высокий уровень индустриализации;

  • устойчивое экономическое развитие;

  • наличие развитых политических и управленческих структур;

  • значительное влияние факторов гражданского общества;

  • высокое качество жизни населения;

  • развитая профессиональная структура населения;

  • значительный удельный вес среднего класса в социальной структуре.

Основными предпосылками модернизации выступают:

  • консолидация этнического, территориального, языкового пространства, формирование государства и нации;

  • высокий уровень экономического развития;

  • доминирование городского населения над сельским;

  • достаточно высокая активность граждан в политике;

  • утверждение новых политических институтов, работающих в режиме представительства интересов различных социальных групп.

Модели модернизации:

  • Классическая (хаотическая) страны Западной Европы, США, Австралия. Для них характерна синхронность созревания условий и факторов модернизации, наличие стабилизирующих факторов, растянутость во времени (1419 вв.).

  • Запаздывающая и неорганическая (Япония, Бразилия, Аргентина, Балканские страны): отсутствие развитого рынка, гражданского общества, правового государства и авторитарный характер власти.

  • Форсированная (Южная Корея, Сингапур, Тайвань): ограниченные сроки модернизации (3035 лет), ориентированность экономики на экспорт, авторитарный характер власти, который обеспечивает стабильность и правопорядок.

Условиями эффективности политической модернизации выступают:

  • установление сильной исполнительной власти;

  • необходимый уровень социально-экономического развития;

  • последовательность осуществления преобразований;

  • установление одинаковых правил политической игры для субъектов политики;

  • достижение определенного согласия между политическими силами;

  • демократические убеждения политических лидеров;

  • достижения в области культуры и образования;

  • развитие внешнеполитических связей.

В качестве результатов модернизации любой страны предполагаются черты, свойственные индустриальному (модернистскому) обществу:

  • В экономике:

    • Утверждение в производстве индустриальных технологий.

    • Рыночные отношения.

    • Использование науки.

    • Создание развитого промышленного сектора.

    • Формирование услуг.

  • В социальной сфере:

    • Преодоление элементов сословности в общественных отношениях.

    • Расширение области целерациональных отношений основанных на профессиональных и рыночных критериях.

  • В политике:

    • Развитие централизованных государств.

    • Создание разветвленной политической системы со специализацией ее институтов.

    • Формирование конкурирующих элит.

    • Вовлеченность граждан в политику.

    • Становление правового государства и гражданского общества.

  • В духовной сфере:

    • Развитие систем образования, науки, СМИ.

    • Становление идейного многообразия (плюрализма).

Кризисы политического развития в ходе модернизации:

  • Революционный кризис представляет собой не способность правящей элиты управлять прежними методами и нежелание народных масс сохранять старую систему.

  • Кризис революции заключается в утрате новой политической элитой поддержки со стороны основных общественных групп. Это происходит в ходе сужения социальной базы новой власти в результате усиления репрессий в отношении противников.

  • Кризис распределения материальных и социальных благ предполагает, что усиления экономического и социального неравенства вызывает разочарование населения и приводит к протестным настроениям. Стратегией выхода может стать эффективная система налогообложения, система социальной и адресной помощи, поощрение бизнеса.

  • Кризис участия обусловлен ростом групп интересов соревнующихся за доступ к рычагам власти.

  • Кризис идентичности связан с поиском новых духовных ориентиров и крахом старых ценностей.

  • Кризис легитимности возникает в результате несовпадения целей правящего режима и основной части граждан.

Выводы:

  • Модернизация означает процесс перехода к современным демократическим обществам, к новому качественному уровню политической культуры и отношений.

  • Модернизация не есть копирование западных политических ценностей.

  • Модернизация — это глобальный процесс непрерывного движения обществ к новому качеству политического бытия. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации, ее содержание, темпы и результаты определяются традициями, менталитетом и уровнем развития.

  • Модернизация в каждой конкретной стране есть длительный исторический этап последовательных преобразований. Ее нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику и не творчески применяя опыт других стран.

  • Политическая модернизация далеко не всегда приводит к утверждению демократических норм и принципов власти.

Яндекс Практикум

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748