Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. Условия политической модернизации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Политическая модернизация — это совокупность политических процессов, направленных на существенное преобразование политической системы, на переход общества от традиционного к переходному, а затем и к современному состоянию.
Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств.
Существует следующая типология политических систем по критериям их развитости:
Примитивные системы характерны для сообществ, которые находятся на начальной стадии своего политического развития (клан, деревня). В таких системах в одном лице могут совмещаться функции политического, религиозного и хозяйственного руководителя.
Традиционные системы. Для них характерна подданическая политическая культура и культура властвующего субъекта. Органы власти дифференцированы. Пример — политические системы феодальных обществ и монархии традиционного типа.
Модернистские (современные) системы присущи обществам современного типа. Они характеризуются высокой степенью дифференциации политических институтов (государственных и негосударственных), делением власти на три ветви, деятельностью партий, организаций и т.д. Модернистские системы открыты для дальнейшего развития.
Становление современного общества в западной Европе растянулось на несколько столетий, начиная с 16 столетия. В это время набрало силу западная индустриально-капиталистическая цивилизация, были заложены основы современных политических институтов и стилей поведения и начало формироваться гражданское общество.
Модернизационный аспект в политической сфере имел свои особенности:
Модернизация в Европе сопровождалась образованием нации, что способствовало активности национальных движений.
В ходе модернизации стала осуществляться перестройка всей системы власти и управления в государстве, возросла роль права, стал внедряться принцип разделения властей.
В процессе модернизации значительно расширилось политическое участие граждан.
Критериями модернизации являются:
высокий уровень индустриализации;
устойчивое экономическое развитие;
наличие развитых политических и управленческих структур;
значительное влияние факторов гражданского общества;
высокое качество жизни населения;
развитая профессиональная структура населения;
значительный удельный вес среднего класса в социальной структуре.
Основными предпосылками модернизации выступают:
консолидация этнического, территориального, языкового пространства, формирование государства и нации;
высокий уровень экономического развития;
доминирование городского населения над сельским;
достаточно высокая активность граждан в политике;
утверждение новых политических институтов, работающих в режиме представительства интересов различных социальных групп.
Модели модернизации:
Классическая (хаотическая) страны Западной Европы, США, Австралия. Для них характерна синхронность созревания условий и факторов модернизации, наличие стабилизирующих факторов, растянутость во времени (14–19 вв.).
Запаздывающая и неорганическая (Япония, Бразилия, Аргентина, Балканские страны): отсутствие развитого рынка, гражданского общества, правового государства и авторитарный характер власти.
Форсированная (Южная Корея, Сингапур, Тайвань): ограниченные сроки модернизации (30–35 лет), ориентированность экономики на экспорт, авторитарный характер власти, который обеспечивает стабильность и правопорядок.
Условиями эффективности политической модернизации выступают:
установление сильной исполнительной власти;
необходимый уровень социально-экономического развития;
последовательность осуществления преобразований;
установление одинаковых правил политической игры для субъектов политики;
достижение определенного согласия между политическими силами;
демократические убеждения политических лидеров;
достижения в области культуры и образования;
развитие внешнеполитических связей.
В качестве результатов модернизации любой страны предполагаются черты, свойственные индустриальному (модернистскому) обществу:
В экономике:
Утверждение в производстве индустриальных технологий.
Рыночные отношения.
Использование науки.
Создание развитого промышленного сектора.
Формирование услуг.
В социальной сфере:
Преодоление элементов сословности в общественных отношениях.
Расширение области целерациональных отношений основанных на профессиональных и рыночных критериях.
В политике:
Развитие централизованных государств.
Создание разветвленной политической системы со специализацией ее институтов.
Формирование конкурирующих элит.
Вовлеченность граждан в политику.
Становление правового государства и гражданского общества.
В духовной сфере:
Развитие систем образования, науки, СМИ.
Становление идейного многообразия (плюрализма).
Кризисы политического развития в ходе модернизации:
Революционный кризис представляет собой не способность правящей элиты управлять прежними методами и нежелание народных масс сохранять старую систему.
Кризис революции заключается в утрате новой политической элитой поддержки со стороны основных общественных групп. Это происходит в ходе сужения социальной базы новой власти в результате усиления репрессий в отношении противников.
Кризис распределения материальных и социальных благ предполагает, что усиления экономического и социального неравенства вызывает разочарование населения и приводит к протестным настроениям. Стратегией выхода может стать эффективная система налогообложения, система социальной и адресной помощи, поощрение бизнеса.
Кризис участия обусловлен ростом групп интересов соревнующихся за доступ к рычагам власти.
Кризис идентичности связан с поиском новых духовных ориентиров и крахом старых ценностей.
Кризис легитимности возникает в результате несовпадения целей правящего режима и основной части граждан.
Выводы:
Модернизация означает процесс перехода к современным демократическим обществам, к новому качественному уровню политической культуры и отношений.
Модернизация не есть копирование западных политических ценностей.
Модернизация — это глобальный процесс непрерывного движения обществ к новому качеству политического бытия. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации, ее содержание, темпы и результаты определяются традициями, менталитетом и уровнем развития.
Модернизация в каждой конкретной стране есть длительный исторический этап последовательных преобразований. Ее нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику и не творчески применяя опыт других стран.
Политическая модернизация далеко не всегда приводит к утверждению демократических норм и принципов власти.