... > Политология > Сущность структура и...

Сущность структура и функции политики. Соотношение политики и других сфер общественной жизни: политика и право, политика и мораль

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

политика и право Политика Функционирование политики
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Политика — одна из важнейших сфер жизнедеятельности общества, взаимоотношений различных социальных групп и индивидов по содержанию и реализации власти для осуществления своих общественно значимых интересов и потребностей, выработки обязательных для всего общества решений.

Функционирование политики разграничивают по различным критериям:

  • По сферам общественной жизни (экономическая, социальная, культурная, национальная, военная и т.д.).

  • По ориентации (внутренняя, внешняя).

  • По масштабам (международная, мировая, локальная, региональная).

  • За носителями и субъектами (политика государства, партии, движения, лица).

  • По сроку действия, (кратко-, средне-, долгосрочное).

Политика имеет сложную структуру. Политика имеет сложную структуру. Чаще выделяют в ней три главных элемента:

  • Политические отношения и политическая деятельность (отражают устойчивый характер взаимодействия общественных групп между собой и с институтами власти).

  • Политическое сознание (свидетельствует о принципиальной зависимости политической жизни от сознательного отношения людей к своим властно значимых интересов).

  • Политическая организация (характеризует роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественных процессов). Включая такие элементы: совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; партийные и общественно-политические институты; группы давления, общественные организации и движения и т.д.

В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:

  • выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;

  • рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

  • распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

  • управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

  • интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;

  • социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты

  • (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз — особые техники связи с общественностью);

  • созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

Понимание природы и специфических свойств политики неизбежно предполагает осознание ее связей и отношений с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, художественной культуры, политика и сама оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.

Как относительно самостоятельные сферы общественной жизни политика и право формируются на основе влияния множества общественных факторов и не могут зависеть лишь от взаимного воздействия друг на друга. По сути дела, их взаимоотношения определяются особенностями присущих им способов регулирования социального порядка и технологий применения государственной власти. Политика — это своеобразный поисковый механизм социального развития, разрабатывающий его проекты, а право — механизм придания таким проектам общезначимого характера. В целом добиться соответствия этих двух сфер и механизмов общественного регулирования — значит сформировать законодательную базу, закрепляющую основные цели и ценности политически лидирующих групп. Проблема соотношения политики и морали занимала и занимает умы мыслителей на протяжении не одного тысячелетия. Данная проблема ставилась еще легистами в Древнем Китае, Платоном, Н. Макиавелли, Т. Гоббсом и другими учеными. В центре проблемы всегда стояли вопросы нравственного воздействия на власть, способности общества к одухотворению политической конкуренции. В процессе эволюции политической мысли выкристаллизовались три крайних позиции по этим вопросам.

Так, одна часть теоретиков (Н. Макиавелли, Г. Моска, Р. Михельс, А. Бентли, Г. Кан и др.) стояла на позиции отрицания возможностей сколько-нибудь серьезного влияния морали на политику. Вторая часть ученых (Платон, Аристотель, Э. Фромм, Л. Мэмфорд, Дж. Хаксли и др.), напротив, практически растворяли политические подходы в морально-этических оценках, считая последние ведущими ориентирами для любой, в том числе политической, деятельности. Третья группа ученых (А. Швейцер, М. Ганди, А. Эпштейн и др.) настаивала на необходимости облагораживания политики моралью, соединения тех и других стандартов при осуществлении государственной власти. Как же в действительности решается эта проблема?

Практический опыт показал, что в политике, как и в любой другой сфере общественной жизни, понимание и реализация человеческих интересов изначально связаны с этико-мировоззренческим выбором человека, с определением им собственных позиций относительно справедливости своих притязаний на власть, допустимого и запретного в отношениях с государством, политическими партнерами и противниками.

Таким образом, в осознании политической реальности у человека всегда присутствуют этические ориентиры.