Западноевропейская политическая мысль в 19 веке
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Отсталость, засилье феодально-сословного государства сопровождалось взлётом немецкой философии и литературы.
И. Кант – обосновал либерализм – идейную основу буржуазии. Обосновал «Положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких-либо целей. Человек сам по себе цель и никогда не должен стать средством. Человек способен быть господином самому себе. Однако, не каждый использует свою свободу в нравственных целях. В этом случае свобода перерастает в произвол и, чтобы его не допустить, нужен закон, который государство наделяет принудительной силой. Государство по своей сути является носителем принуждения. Назначение государства – не в заботах о производстве потребностей, а в максимальном соблюдении права в соответствии с режимом государства и его принципами.» Эта идея – современная концепция правового государства. Происхождение государства выводит из общественного договора. Вслед за Руссо провозгласил идею верховенства народа, право на свободу, равенство и независимость. Во внешнеполитических взглядах: выступает резким противником захватнических войн, за развитие связей, соблюдение договоров; выдвигает проект установления «Вечного мира», достигаемый путём создания всеохватывающей федерации равноправных государств.
Ф. Гегель – составной частью его философской системы является политическая доктрина, изложенная в «Философии Права» – идея о гражданском обществе. «Гражданское общество – это общество конкретных людей с разнородными интересами и потребностями, кот. постоянно вступают в отношения друг с другом. Государство – это единый монолит, общество – мозаика». Возник вопрос, как соединить гражданское общество и государство. Это можно сделать через групповое представительство (в гражданском обществе люди объединены в группы согласно интересам. Группы выдвигают своих представителей, которые предстоит согласовать свои интересы между собой. Это и позволит достичь национального единства, необходимого в государстве.).
Активное осмысление буржуазных революций. Их итоги не были радостными для трудящихся. Бедность и неравенство остались, поменялись только формы эксплуатации. Это побуждало мыслителей к поиску идей более справедливого общественного устройства. Такие поиски велись социалистами-утопистами (Сен-Симон, Оруэн, Пурье). В отличие от предыдущих утопистов, они дали критику порядков, отказались от пропаганды аскетизма, выдвинули ряд положений, кот. потом использовали Маркс и Энгельс: замена государственной собственности общественной, справедливое распределение результатов труда.