... > Права человека > Африканская система защиты...

Африканская система защиты прав человека

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Африканская комиссия по правам человека и народов осуществляет следующие функции признает индивидуальные жалобы неприемлемыми инициировать рассмотрение дела
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

К наиболее важным отличительным чертам Хартии, которые представляют собой и новые концептуальные подходы в области международного права прав человека, относятся: признание наряду с правами человека также прав народов («третье поколение» прав человека); признание неделимости прав человека, под которыми в Хартии подразумеваются права политические, гражданские, экономические, социальные и культурные; признание права на развитие в качестве права человека, провозглашение ряда основополагающих обязанностей, налагаемых на человека в его отношениях с семьей, общиной, обществом, государством, а также с другими законно признанными образованиями и международным сообществом; ярко выраженный коллективистский (семья, община, народ) подход к правам человека. Частное лицо должно, согласно концепции Хартии, отдавать приоритет интересам общины. В качестве «ответственного шага» община принимает на себя обязательства защищать права своих членов.

Африканская комиссия по правам человека и народов была создана с тем, чтобы содействовать и обеспечивать предусмотренные в Хартии права, а также толковать все положения Хартии и выполнять любые другие задания, которые могут быть поручены ей Ассамблеей глав государств и правительств.

Функции Комиссии, предусмотренные в ст. 45, сводятся к следующему:

  1. собирать документы и факты, изучать и исследовать африканские проблемы в области прав человека и народов, организовывать семинары, симпозиумы, конференции, распространять информацию, поддерживать национальные и локальные институты, имеющие отношение к правам человека и народов, и в случае надобности высказывать свою точку зрения и делать рекомендации правительствам;

  2. формулировать и устанавливать принципы и нормы, имеющие целью решение правовых проблем, относящихся к правам человека и народов и основным свободам, на базе которых африканские правительства могут развивать свое законодательство;

  3. сотрудничать с другими африканскими и международными институтами, связанными с уважением и защитой прав человека и народов.

В соответствии с Хартией Комиссия осуществляет следующие функции:

  1. содействует развитию прав человека;

  2. обеспечивает защиту прав человека и народов;

  3. осуществляет толкование всех положений Хартии по просьбе государства—участника Договора, органа Африканского Союза или африканской организации, признаваемой Африканским Союзом;

  4. выполняет любые другие задачи, которые могут быть возложены на нее Ассамблеей глав государств и правительств.

Раз в два года государства—участники Хартии представляют на рассмотрение Африканской комиссии доклады о принятых ими законодательных и иных мерах в целях обеспечения провозглашенных и гарантированных Хартией прав и свобод.

Африканская комиссия признает индивидуальные жалобы неприемлемыми в следующих случаях:

  1. если жалоба адресована не Комиссии, а правительству государства;

  2. если поступила жалоба на нарушения прав человека, не предусмотренных Африканской хартией;

  3. если жалоба не подписана, даже если сделан запрос о неразглашении имени заявителя;

  4. если жалоба направлена против государства, не являющегося участником Хартии. В первые годы работы Комиссии данная ошибка была чрезвычайно частым явлением: огромное количество жалоб на Эфиопию, Марокко, Гаити (жестокое обращение) и даже Югославию (запрет на профессию), Бахрейн (незаконный адрес и пытки), Индонезию и США (жалобы на действия США в Африке). Была также жалоба сразу на четыре африканских государства, и ни одно из них (Малави, Эфиопия, Камерун, Кения, 1988 год) не было участником Хартии, и, таким образом, жалоба была признана неприемлемой;

  5. если жалоба основывается исключительно на сообщениях средств массовой информации;

  6. если дело не связано с теми делами, которые были разрешены заинтересованными государствами в соответствии с принципами Устава ООН, Устава Африканского Союза и положениями Хартии;

  7. если прекращена связь жалобщика с Комиссией;

  8. если не указываются предполагаемые нарушения конкретных положений Хартии;

  9. если не исчерпаны все внутренние средства защиты.

Африканский Суд по правам человека, учрежденный в рамках Африканского Союза в соответствии с Протоколом к Африканской хартии 1998 года, имеет особый дополняющий и защитительный мандат. Юрисдикция Африканского Суда по правам человека распространяется на все дела и споры, переданные ему в связи с толкованием и применением Африканской хартии, Протокола к нему и других документов по правам человека, ратифицированных соответствующими заинтересованными государствами. В случае спора о наличии или отсутствии юрисдикции этот вопрос решает сам Суд. Кроме того, по просьбе государства—члена Африканского Союза или любого его органа, любой африканской организации, признанной со стороны Африканского Союза, Суд может давать свои консультативные заключения по любому правовому вопросу, касающемуся Хартии или любого другого международного документа по правам человека, ратифицированного заинтересованными государствами. Судьи могут прилагать к консультативному заключению свои особые или несогласные мнения.

Что касается стороны, которая может инициировать рассмотрение дела в Суде, то ею могут быть:

  • Африканская комиссия по правам человека и народов;

  • государство-участник, которое направляет жалобу в Комиссию;

  • государство-участник, против которого поступила жалоба в Комиссию;

  • государство-участник, чей гражданин является жертвой нарушения прав человека.