Хартия ЕС об основных правах 2000 г., ее специфика
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Хартия основных прав Европейского союза, провозглашенная Европейским парламентом, Советом и Комиссией 7 декабря 2000 года в Ницце, является последним по времени в минувшем тысячелетии, но весьма значимым документом в области прав человека.
Важнейшим достижением Хартии несомненно является объединение самых разных категорий прав в едином документе. Вместе с тем эти категории не следуют четкому критерию распределения по главам. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права могут быть в одной и той же главе. Данная структура не хаотична и не случайна, но подчинена вполне определенной цели — выдвинуть на первый план человеческое достоинство как источник и связующее звено всего комплекса прав и свобод. Как утверждается в преамбуле Хартии, Европейский союз, учредив европейское гражданство и создав общее пространство свободы, безопасности и правопорядка, признает индивида центром своей деятельности.
На Европейском Совете в Кельне 3—4 июня 1999 года была поставлена принципиальная задача Хартии: список основных прав должен стать доступным для граждан Союза. В этом смысле Хартия обозначает новый этап европейской интеграции, значительно усиливая политический элемент, приобретающий особое значение для дальнейшего совершенствования общего европейского пространства свободы, безопасности и правопорядка.
Доступность основных прав и свобод в свою очередь связана с усилением правовой гарантии, предполагающей правовую стабильность ЕС. Наличие Хартии способствует преодолению некоторых противоречий и пробелов в сфере европейского и национального права, вызванных многолетним отсутствием конкретного списка прав.
Хартия содержит 54 статьи, сгруппированные в семь глав. Заглавия первых шести («Достоинство» (ст. ст. 1 - 5), «Свободы» (ст. ст. 6 - 19), «Равенство» (ст. ст. 20 - 26), «Солидарность» (ст. ст. 27 - 38), «Гражданство» (ст. ст. 39 - 46) и «Правосудие» (ст. ст. 47 - 50) обозначают важнейшие принципы и ценности, на которые опирается Европейский союз. Седьмая глава (ст. ст. 51 - 54) включает общие положения относительно сфер применения прав и их объема.
В преамбуле Хартии подчеркивается неделимость и универсальность прав, составляющих основу человеческого достоинства, свободы, равенства и солидарности.
Таким образом, принцип неделимости открывает новую перспективу в эволюции международно-правовой кодификации прав человека, преодолевая традиционно существующую границу между двумя поколениями прав: гражданскими и политическими правами и экономическими, социальными и культурными правами.
В свою очередь принцип универсальности означает формальное признание основных прав за любым человеком без каких-либо ограничений.
В этой связи следует подчеркнуть, что довольно часто значительную сложность представляет разграничение между различными категориями субъектов прав: гражданами ЕС; лицами, не являющимися гражданами ЕС и легально проживающими на территории ЕС; лицами, не являющимися гражданами ЕС и нелегально проживающими на территории ЕС; лицами, не являющимися гражданами ЕС и находящимися на территории ЕС временно или проездом.
Принцип неделимости прав также вносит ряд сложностей в трактовку их объема и методов гарантии и защиты. Преодоление этих противоречий во многом зависит от более широкой или более узкой интерпретации самого принципа.
Среди гражданских и политических прав и свобод, закрепленных в Хартии, данную тенденцию подтверждают: свобода мысли, совести и религии (ст. 10); свобода слова и информации (ст. 11); свобода объединений и ассоциаций (ст. 12); запрещение дискриминации (ст. 21); равенство мужчин и женщин (ст. 23) и свобода передвижения и резиденции (ст. 45).
Судебная практика ЕСПЧ в национальной практике государств—членов ЕС свидетельствует, что нередко дискриминация соседствует с ущемлением свободы совести или религии, свободы ассоциаций или же права равенства мужчин и женщин именно в области трудового права.
Например, ст. 23 Хартии устанавливает общее требование равенства мужчин и женщин во всех сферах, выделяя, в частности, сферу труда, занятости и оплаты. Данная статья предлагает более широкое толкование равенства, чем аналогичная ст. 141 Договора о Европейском Сообществе, которая касается равенства работников и работниц в отношении оплаты.
Несколько иная тенденция прослеживается в ст. 45 Хартии: свобода передвижения и резиденции предоставляется всем гражданам ЕС, при этом подразумевается, но не упоминается категория трудящихся. Тем самым данная статья подтверждает новую фазу в развитии Союза, расширяющую пределы субъективных прав, ранее определяемые свободой рынка рабочей силы. В явном противоречии с этим положением находится инициатива Германии ограничить свободу передвижения граждан государств— будущих членов ЕС с введением переходного периода (семь лет) для свободы передвижения трудящихся этих стран.