... > Права человека > Международные контрольные механизмы...

Международные контрольные механизмы и процедуры ЮНЕСКО

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Исполнительный совет ЮНЕСКО Цель процедуры Отличительные особенности процедуры Роль Генерального директора
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В 1978 г. Исполнительный совет ЮНЕСКО учредил Комитет по рекомендациям и конвенциям, он формируется в составе 29 представителей государств, назначенных последними. Комитет принимает сообщения (жалобы) от жертв нарушений прав, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и связанных с компетенцией ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры и информации, либо от их представителей (адвокаты, близкие родственники), а также от неправительственных организаций, имеющих достоверные сведения о таких нарушениях. После получения согласия автора жалобы на оглашение его фамилии и передачи его сообщения правительству страны, на которую он жалуется, Комитет на своем заседании в присутствии представителя государства рассматривает всю имеющуюся информацию. Итоговое решение выносится на закрытом заседании Комитета. Комитет имеет право рассматривать вопросы, касающиеся массовых, систематических и грубых нарушений ПЧ, которые являются результатом политики, противоречащей ПЧ, применяемой государством (Например, политики агрессии, геноцида, апартеида, расизма, др.) Роль Комитета — чтобы квалифицировать нарушения ПЧ как грубые и массовые нарушения. Исполнительный совет наделил Комитет компетенцией предварительно рассматривать доклады государств–членов относительно мер, принятых ими по реализации положений конвенции и рекомендации ЮНЕСКО. 

Цель процедуры:

Эта процедура имеет целью обеспечить поиск урегулирования мирным путем случаев, которые доводятся до сведения ЮНЕСКО:

  • посредством диалога с соответствующими правительствами с целью совместного рассмотрения при соблюдении полной конфиденциальности того, что можно было бы сделать в целях содействия осуществлению прав человека в областях, относящихся к компетенции ЮНЕСКО;

  • действуя «в духе международного сотрудничества, примирения и взаимопонимания, что ЮНЕСКО не следует выступать в роли международного судебного органа» (пункт 7 решения 104 ЕХ/3.3).

Отличительные особенности процедуры:

Эта процедура имеет специфические черты, отличающие ее от аналогичных процедур, действующих в других организациях системы Организации Объединенных Наций:

  1. механизм процедуры не конвенционного происхождения;

  2. жалоба может касаться любого государства-члена, именно потому, что оно является членом ЮНЕСКО;

  3. жалоба рассматривается в ходе процедуры, которая от начала до конца сохраняет свой индивидуальный характер, в отличие от процедур, в соответствии с которыми индивидуальные сообщения рассматриваются как источник информации о всех грубых и систематических нарушениях прав человека в конкретной ситуации;

  4. в соответствии с этой процедурой прилагаются все усилия, чтобы избежать конфликтных ситуаций и обвинений. Речь идет о том, чтобы облегчить участь предполагаемых жертв, а не осуждать соответствующие правительства, ни тем более применять к ним санкции.

Роль Генерального директора.

Исполнительный совет в своем решении 104 ЕХ/3.3 напомнил о роли, которую Генеральный директор всегда играл в деле содействия осуществлению прав человека, и подтвердил ее. Действительно, Генеральный директор в соответствии с установленной практикой и правом, которое предоставляется ему на межсессионный период и которое Генеральная конференция признала, в частности, в резолюции 19 С/12.1, имеет возможность лично предпринимать различные демарши гуманитарного характера в интересах лиц, являющихся жертвами якобы имевших место нарушений прав человека в областях компетенции ЮНЕСКО, которые требуют неотложного рассмотрения. В связи с этим следует подчеркнуть, что в пунктах 8 и 9 решения 104 ЕХ/3.3 признается эта роль Генерального директора.