... > Права человека > Национальные учреждения по...

Национальные учреждения по правам человека: омбудсмен и комиссии по правам человека

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Основные права и свободы Комиссии по правам человека три модели института омбудсмена основными функциями омбудсмена
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Правовой статус человека и гражданина состоит из всех прав и свобод, установленных действующим законодательством. Основные права и свободы составляют ядро правового статуса человека и гражданина. Они закреплены в Конституции, законах и подзаконных актах.

Национальная система несудебных институтов по защите прав и свобод человека и гражданина состоит из нескольких звеньев и уровней.

К ним относятся такие национальные учреждения, как институт омбудсмена и комиссии по правам человека, которые весьма эффективно разрешают споры между государством и гражданами, которые также выступают представителями интересов граждан, посредниками в отношениях между частными и должностными лицами.

Комиссии по правам человека занимаются главным образом защитой граждан от всех форм дискриминации, а также защитой гражданских и политических прав человека. На них также возлагаются обязанности поощрять и защищать экономические, социальные и культурные права. Полномочия и функции конкретной комиссии четко определяются законом, на основе которого она создается. Этот закон служит также для определения юрисдикции комиссии, в частности, путем определения тех видов правонарушений, в отношении которых она правомочна расследовать нарушения прав человека. Одни комиссии занимаются рассмотрением случаев предполагаемых нарушений любого из прав, признанных в конституции, другие могут иметь возможность рассматривать случаи дискриминации, основанные на самых широких признаках, таких как раса, цвет кожи, религия, пол, национальное или этническое происхождение, инвалидность, социальное положение, сексуальная ориентация, политические убеждения, возраст и семейное положение, т.е. в отношении прав человека, закрепленных в основных международно-правовых актах.

Рекомендации и заключения комиссий, принятые в пределах их полномочий, направляются соответствующему органу государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопроса.

Органы государственной власти и их должностные лица, получившие рекомендации и заключения комиссий, обязаны в установленный срок рассмотреть их и уведомить комиссии о принятом решении. В необходимых случаях информация об этом доводится до сведения главы субъекта.

Заседания комиссий проводятся по мере необходимости. В большинстве положений, регулирующих их деятельность, указывается периодичность проведения заседаний. Они считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины их состава.

Под омбудсменом понимается достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.

Исходя из места омбудсмена в государственно-правовой системе, порядка его назначения, подчиненности (подотчетности) той или иной ветви власти или отсутствия таковой, объема полномочий и т.д., выделяются три модели института омбудсмена:

  1. Исполнительный омбудсмен. Он является органом исполнительной власти, назначается правительством или президентом, которому подконтролен и подотчетен. Этот довольно редко встречающийся вариант, предполагающий превалирование исполнительной власти над законодательной, существует во Франции, где медиатор назначается Советом министров.

  2. Независимый омбудсмен. Он представляет собой особую и самостоятельную ветвь власти, уровень которой соответствует уровню законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом он может быть назначен президентом или парламентом, но после назначения не подчиняется назначившему его органу. Такая модель омбудсмена существует в Португалии, Намибии и Нидерландах.

  3. Парламентский омбудсмен. Он находится в системе законодательной ветви власти, назначается (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен) ему. Он выступает в качестве органа парламента, но обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента. Основным направлением деятельности классического парламентского омбудсмена является контроль за деятельностью исполнительной власти и ее должностных лиц (в отличие от двух других моделей, в которых его контроль распространяется и на законодательную власть).

В зависимости от компетенции и объема надзорных функций обычно выделяются две модели института омбудсмена:

  1. «реактивная» (реагирование на жалобы);

  2. «агрессивная» (проведение расследований по собственной инициативе). Последняя в большей степени свойственна странам, недавно вступившим на путь демократических преобразований или принадлежащим к «третьему миру».

В свою очередь, при всех национальных отличиях основными функциями омбудсмена являются:

  • содействие в восстановлении нарушенных органами государственной власти прав граждан;

  • содействие эффективной работе государственной власти;

  • функция посредника между обществом и властью;

  • функция внесудебного разбирательства.