... > Права человека > Основные способы имплементации...

Основные способы имплементации права прав человека, используемые в национальном законодательстве государств

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Имплементация Структура национального механизма имплементации Различные формы отсылки Имплементация может осуществляться посредством
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Имплементация — практическое осуществление, реализацию нормативных предписаний международного права.

Под имплементацией права прав человека понимается организационно-правовая деятельность государств, предпринимаемая ими:

  • самостоятельно на внутригосударственном уровне;

  • совместно с другими государствами-участниками международных договоров по защите прав человека, как в рамках международных организаций, так и путем создания специальных механизмов в целях всестороннего, своевременного и полного осуществления принятых на себя обязательств.

Контрольные органы, которые рассматривали выше, тоже можно назвать имплементацией.

Международные меры, предпринимаемые государствами в целях имплементации международных обязательств по правам человека, были рассмотрены выше.

Имплементация международного права государством на своей территории и в отношении лиц, находящихся под его юрисдикцией (на внутригосударственном уровне), называется национальной (внутригосударственной).

Структура национального механизма имплементации:

  • правовые средства обеспечения выполнения международных обязательств на внутригосударственном уровне (т.е. правообеспечительная деятельность, в РБ — Закон о МД (там правообеспечительные меры));

  • система государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств;

  • организационные средства, применяемые внутри государства для обеспечения имплементации МП (создание структур, органов, отделений – например, Комиссия по имплементации международного гуманитарного права при Совете министров; Национальная комиссия по устойчивому развитию и т.д.).

Способы национально-правовой имплементации: отсылка национального ЗД к МП, в силу которой положения МП (либо договорных, либо обычных норм, редко и те и другие) могут действовать внутри страны в сфере действия национального права — непосредственное применение.

Нормы договора действует непосредственно и решения могут выноситься на их основании. При отсылке содержание нормы МП не меняется и в таком виде она и применяется.

Различные формы отсылки:

  • ко всему МП обычно содержится в конституционном ЗД государств = генеральная отсылка;

  • к определенной части норм МП = частичная отсылка: распространяется на тот законодательный акт, в котором она содержится (Формула: «Если международным договором предусмотрено иное, то применяются правила МД »).

Издание новых, изменение или отмена существующих норм национального права с целью выполнения международных обязательств (для государств-приверженцев дуалистической концепции). Нормы МП не действуют напрямую, судья применяет нормы национального акта.

Имплементация может осуществляться посредством:

  1. инкорпорации;

  2. трансформации;

  3. рецепции.

При рецепции имплементирующий закон тоже издается, однако это текстуальное заимствование (все как есть без каких-либо добавлений).

Трансформация — закон, применяемый в целях имплементации, может уточнять, конкретизировать положения соответствующего МД. Может отменять старые законы.

Даже будучи инкорпорированными в национальное право, нормы МП применяются в соответствии с целями и принципами государства, а также в соответствии с установленным государством процессуальным порядком.

Ратифицировав тот или иной договор в области прав человека, государства включают его положения непосредственно в свое внутреннее законодательство или обязуются выполнять содержащиеся в нем обязательства иным путем (например, путем инкорпорации — принятия, изменения, отмены внутригосударственных нормативных актов с целью выполнения своих международных обязательств).

Сегодня общепризнанные стандарты и нормы в области прав человека находят свое отражение во внутреннем законодательстве большинства стран. Однако наличие закона о защите конкретных прав далеко не всегда оказывается достаточным, если он не обеспечивает также наличия всех правовых полномочий и институтов, необходимых для того, чтобы гарантировать эффективную реализацию этих прав.