Ответственность физических лиц за международные преступления в области прав человека на примере международных и смешанных трибуналов ad hoc
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Международная уголовная юстиция — система институтов, можно определить международную уголовную юстицию как систему органов и учреждений, деятельность которых направлена на осуществление международного уголовного правосудия.
В 1946 г. был создан международный военный трибунал «для справедливого и быстрого суда и наказания глав военных преступников на Дальнем Востоке». Заседания проходили в Токио с 1946 по 1948 гг.. Этими процессами были выработаны принципы уголовной ответственности ФЛ за совершение международных преступлений.
Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 1946 г. подтвердила принципы МП, признанные Уставом Нюрнбергский трибунала:
Принцип личной ответственности по МП. Квалификация деяний в качестве преступных осуществляется непосредственно МП.
Личная ответственность возникает в силу МП независимо от того, отражен ли состав таких преступлений в законах государств на территории которого они совершены.
При недопустимости ссылок на официальный статус. Должностное положение лица, совершившего преступление по МП, не освобождает его от уголовной ответственности.
Принцип недопустимости ссылок на приказ. Исполнение лицом преступного приказа своего правительства/военачальника не освобождает от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен.
Каждое лицо, обвиненное в международных преступлениях, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде.
Неприменение сроков давности к военным преступлениям против человечества в соответствии с одноименной Конвенцией.
Несмотря на отличия в правовых основах учреждения и деятельности, юрисдикции и организации, все органы международного уголовного правосудия обладают общими признаками.
Во-первых, их учреждение, наделение юрисдикцией для осуществления правосудия по делам о международных преступлениях, включение в круг участников уголовного судопроизводства международных судей, прокуроров, защитников изначально обусловлены волеизъявлением международного сообщества, объединенного Организацией Объединенных Наций. Все указанные выше органы учреждены или сформированы при непременном участии в той или иной форме ООН.
Во-вторых, материально-правовой основой международного уголовного правосудия, отправляемого этими органами, являются международные договоры, устанавливающие преступность и наказуемость международных преступлений, а также принципы международного уголовного права, признанные международным сообществом.
В-третьих, к их предметной юрисдикции отнесены наиболее тяжкие преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, а именно: преступления геноцида, преступления против человечности и военные преступления. В отдельных случаях их юрисдикционная сфера дополняется преступлениями по внутригосударственному праву отдельных стран.
В-четвертых, территориальная юрисдикция органов международной уголовной юстиции ограничена: либо территорией государства-участника (МУС), либо государств, на территории которых совершены преступления, отнесенные к их предметной юрисдикции, и поименованные в уставных документах.
В-пятых, органы международной уголовной юстиции наделены универсальной персональной юрисдикцией: ими к уголовной ответственности могут быть привлечены любые физические лица за совершение преступлений, отнесенных к их предметной юрисдикции.
В-шестых, составы этих международных судебных органов являются интернациональными. Даже в случаях учреждения некоторых из них на базе национальных органов юстиции обеспечивается обязательное участие в отправлении правосудия международных (иностранных) судей. При смешанном составе судейского корпуса, в принятии решений по конкретным уголовным делам доминируют именно международные судьи.
В-седьмых, наряду с международными судьями, участниками судопроизводства являются международные прокуроры (обвинители) и международные защитники (адвокаты).
В-восьмых, отправление правосудия этими судами осуществляется, преимущественно, в соответствие с уголовно-процессуальными предписаниями, содержащимися в документах, относящихся к системе международного, а не внутригосударственного права, т.е. по правилам т.н. международного уголовного процесса. Основными его источниками являются Уставы, а также Правила процедуры и доказывания соответствующих судов. Вместе с тем, в зависимости от особенностей их учреждения и юрисдикции, такие суды могут руководствоваться предписаниями внутригосударственного уголовно-процессуального законодательства.
В-девятых, обеспечивая международный характер, судопроизводство осуществляется на доступных языках международного общения (английском, французском) или с обязательным переводом на них.
В-десятых, будучи основаны на договорах или иных решениях с участием ООН, эти суды не привязаны жестко ни к какой внутригосударственной системе права, которая автоматически применялась бы к их несудебной, административной и финансовой деятельности, чем обеспечивается независимость этих судебных органов.
В-одиннадцатых, деятельность этих органов международного уголовного правосудия финансируется при непременном участии ООН.
В 1990-х годах были созданы трибуналы по Руанде, по бывшей Югославии, Международный уголовный суд, полномочные преследовать в уголовном порядке нарушителей прав и свобод человека. Создание по решению Совета Безопасности ООН Международного уголовного суда, Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. Создание этих судебных учреждений позволило устранить пробел в международном праве, связанный с индивидуальной международно-правовой ответственностью за нарушения прав человека. В соответствии с Римским статутом, учредившим Международный уголовный суд, в его компетенцию входит расследование таких международных преступлений, как преступления против человечности, военные преступления и преступление геноцида. Все эти преступления связаны с нарушениями прав человека.
Гибридные (смешанные) трибуналы представляют собой органы международного уголовного правосудия, порядок деятельности и юрисдикция которых определяются совокупностью норм международного и внутригосударственного права. Разновидностью смешанных судов являются «интернационализированные национальные уголовные суды», представляющими собой национальные суды, к юрисдикции которых отнесено рассмотрение дел о международных преступлениях с участием международных судей и иных участников уголовного судопроизводства.
Трибуналы ООН ad hoc — международные судебные учреждения, создаваемые путём заключения международного договора по конкретному делу. К ним относятся, в частности, международные трибуналы по Югославии и Руанде.
В 2010 на смену этим трибуналам Совет Безопасности ООН создал Международный остаточный механизм, этот орган будет исполнять функции ad hoc трибуналов по бывшей Югославии и Руанде.