Международно-правовая ответственность государств за грубые и массовые нарушения прав человека
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Понятие международно-правовой ответственности. Институт международно-правовой ответственности обеспечивает соблюдение международного права посредством воздействия на правонарушителя. Генеральная Ассамблея ООН в 2001 году приняла к сведению подготовленный Комиссией международного права проект Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Хотя проект и не имеет обязательной силы, однако рассматривается как документ, содержащий современное понимание и состояние данного общего института международного права.
Нарушение государством международно-правового обязательства имеет место, когда деяние данного государства не соответствует тому, что требует от него данное обязательство, независимо от его происхождения или характера. Нарушение такого обязательства является серьезным, если оно сопряжено с грубым или систематическим невыполнением обязательства государством. Таким образом, ответственность за грубые нарушения прав человека и серьезные нарушения международного гуманитарного права несут в первую очередь государства.
Виды и формы ответственности государств. В юридической литературе выделяют политическую и материальную международно-правовую ответственность. Обязательного соответствия между характером ущерба и видом ответственности нет, поэтому причинение материального ущерба может повлечь политическую ответственность.
Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано: прекратить это деяние, если оно продолжается; предоставить надлежащие заверения и гарантии неповторения (изменение законодательства и др.); предоставить полное возмещение вреда, причиненного международно-противоправным деянием.
Возмещение вреда, причиненного международно-противоправным деянием, осуществляется в форме реституции (восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния), компенсации (возмещение исчислимого в финансовом выражении ущерба, включая упущенную выгоду, насколько она установлена) и сатисфакции (признание нарушения, выражение сожаления, официальное извинение или иная подобающая форма), будь то отдельно или в их сочетании.
Процедура привлечения к ответственности. Привлечение государства к ответственности осуществляется потерпевшим государством, группой потерпевших государств или международным сообществом (в лице Организации Объединенных Наций). Вместе с тем любое государство вправе призвать к ответственности другое государство, если нарушенное обязательство является обязательством в отношении международного сообщества в целом (обязательством erga omnes). К числу таких обязательств относится и обязательство не допускать грубых нарушений прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права.
Потерпевшее государство может принимать контрмеры против государства, ответственного за международно-противоправное деяние, с целью побудить это государство выполнить его обязательства. Они должны быть соразмерны причиненному вреду с учетом тяжести международно-противоправного деяния и затронутых прав. Контрмеры не могут затрагивать обязательства воздерживаться от угрозы силой или ее применения; обязательств по защите основных прав человека; обязательств гуманитарного характера, запрещающих репрессалии; иных обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права.
Контрмеры следует отличать от санкций, которые представляют собой меры, применяемые Советом Безопасности ООН для обеспечения выполнения своих решений без использования вооруженных сил (всеобъемлющие экономические и торговые санкции; эмбарго на поставки оружия; запрет на поездки; финансовые или дипломатические ограничения и др.). Санкции могут быть введены в отношении государств, групп или физических лиц одновременно. Следует подчеркнуть, что санкции должны носить тщательно выверенный и адресный характер, преследовать четкие цели и быть тщательно разработаны в целях сведения к минимуму возможных негативных последствий.
Кроме того, в целях защиты прав физических или юридических лиц, являющихся гражданами или имеющих национальность государства, могут применяться реторсии и дипломатическая защита.
Реторсии — это ответные ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц первого государства.
Дипломатическая защита состоит в призвании государством — посредством дипломатических мер или других средств мирного урегулирования – к ответственности другого государства за вред, причиненный международно-противоправным деянием этого государства физическому или юридическому лицу, являющемуся гражданином или имеющему национальность первого государства, в целях имплементации такой ответственности.