Внутригосударственный механизм имплементации международных стандартов в области прав человека в Республике Беларусь
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Ст. 21 Конституции также гарантирует обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь, закрепленных как в национальном законодательстве, так и предусмотренных международными обязательствами государства. Республика Беларусь является участницей большинства универсальных международных договоров в области прав человека, часть из которых она заключила, будучи в составе СССР.
Внутригосударственный механизм имплементации норм международного права в Республике Беларусь нашел отражение:
В Конституции Республики Беларусь.
В Законе «О международных договорах Республики Беларусь» 2008 г.
В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» 2000 г.
В отраслевом законодательстве.
Согласно ст. 33 Закона «О международных договорах Республики Беларусь » от 23.07.2008 г. нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Аналогичная норма содержится в ст.20 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» 2000 года, ст. 6 Гражданского кодекса 1998 года.
Из вышеуказанных нормативных положений следует, что в настоящее время положение заключенных Республикой Беларусь международных договоров в ее правовой системе зависит от статуса нормативного правового акта, которым признается его обязательность.
Подход к соотношению внутреннего законодательства и международного права, закрепленный в ст. 33 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» , ст.20 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» , ст. 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь не является единственным.
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь 1999 года (ст. 543), регламентируя правила международного гражданского процесса, предусматривает принцип приоритета международных договоров.
Данный принцип закрепляется и в Уголовном кодексе Республики Беларусь 1999 года в отношении экстрадиции белорусских граждан и иностранцев, совершивших преступление (ст. 7).
В Трудовом кодексе Республики Беларусь 1999 года (ст.8) признается примат норм ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда, в которых она участвует.
В Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь 2000 года установлен принцип приоритета самоисполнимых норм международных договоров (ст.3).
Указания о приоритете норм международных договоров над соответствующими нормами законодательства РБ в случае коллизий в отдельных отраслях права содержатся также в ст. 237 Кодекса о браке и семье 1999 года, п.3 ст. 6 Инвестиционного кодекса 2001 года, ст.5 Налогового кодекса 2002 года, ст. 4 Воздушного кодекса 2006 года и др.
Частичная отсылка к международным договорам нашла отражение и в ряде законов Республики Беларусь (Закон об охране окружающей среды 1992 года с изм. и доп.), Закон о правах ребенка 1993 года (с изм. И доп.), Закон о беженцах 1995 года (с изм. и доп.), Закон о питьевом обеспечении 1999 года (с изм. и доп.), Закон о гражданстве 2002 года (с изм. и доп.) и др.).
Иногда в целях имплементации международных обязательств принимаются специальные нормативные акты (например, принятый в 1993 году Закон «О правах ребенка» основывается на Конвенции о правах ребенка 1989 года). Такая форма имплементации называется инкорпорацией.
Если принятый нормативный акт текстуально повторяет положения договора, то такая форма имплементации носит название рецепции.
Механизм инкорпорации норм права прав человека особенно очевиден на примере Конституции Республики Беларусь. В ней содержится специальный раздел: «Личность, общество, государство», где закрепляются права и свободы граждан в трактовке Пакта о правах человека 1966 г.
Важными элементами национального механизма имплементации международного права являются система государственных органов, уполномоченных на реализацию международно-правовых обязательств, и национальная правоприменительная практика.
Согласно ст. 34 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» Президент, Национальное собрание, Совет Министров, руководители государственных органов в пределах своей компетенции принимают меры для обеспечения исполнения международных договоров Республики Беларусь путем принятии соответствующих решений. Такие решения могут содержать: определение государственных органов (должностных лиц), ответственных за исполнение или координацию исполнения международных соглашений, а также за приведение национального законодательства в соответствие со вступившим в силу международным договором.
Так, например, в законе о ратификации международного договора указывается орган, уполномоченный принимать необходимые меры по реализации данного договора.
Министерство иностранных дел Республики Беларусь координирует и контролирует исполнение международных договоров государственными органами Республики Беларусь, а также в пределах своей компетенции оказывает содействие государственным органам Республики Беларусь в исполнении международных договоров (ст.35 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» ).
Основная направленность нормотворческого процесса в Республике Беларусь в области прав человека — приведение его в соответствие с международными обязательствами.