... > Права человека > Европейская система защиты...

Европейская система защиты социально-экономических и культурных прав человека в рамках Совета Европы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Европейская социальная хартия за соблюдением положений Хартии Правительственный комитет Комитет министров
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Европейская социальная хартия, которую принято называть аналогом Европейской конвенции о правах человека в сфере экономических и социальных прав, была разработана Международной организацией труда и подписана в 1961 году в Турине. Хартия по сути дела стала первым международным договором, содержащим широкий круг экономических и социальных прав.

Государства, ратифицирующие Социальную хартию, берут на себя три основных обязательства: 

Во-первых, такие государства обязуются рассматривать ч. I Хартии в качестве декларации целей, к «достижению которых они будут стремиться всеми надлежащими средствами». В этой части Хартии, состоящей из 31 параграфа, перечислены все социально-экономические права. 

Второе обязательство государств—участников Хартии, сформулированное в п. «b» ст. «А» ч. III Хартии, носит юридически обязательный характер. Согласно этому пункту государства-участники берут на себя обязательство реализовать определенное количество прав. Количество принятых обязательств не должно быть ниже определенного минимума. Статья 20 Хартии и соответствующая ей ст. 5 Дополнительного протокола определяют минимальное количество положений, которые государства-участники должны принять при ратификации этих инструментов в качестве обязательных. При этом государствам предоставляется право выбирать те положения Хартии, которыми они хотят быть связанными.

Третье обязательство, которое должны взять на себя государства, ратифицирующие Хартию, заключается в том, чтобы общее число обязательных для каждого государства-участника статей должно составлять «не менее шестнадцати статей или шестидесяти нумерованных параграфов». Всего в Хартии закреплено 31 право, большинство из которых состоит из нескольких пунктов. 

Контроль за соблюдением государствами положений Социальной хартии возложен на Европейский комитет по социальным правам, созданный в 1998 году. Функции этого Комитета сводятся к оценке соответствия национальных законов и практики положениям Хартии с юридической точки зрения в рамках как процедуры докладов государств, так и процедуры коллективных жалоб. Члены Комитета назначаются Комитетом министров из списка экспертов, «характеризующихся высокой добросовестностью и признанной компетентностью в международных специальных вопросах», выдвинутых государствами-участниками. В отличие от членов Европейского суда по правам человека число членов Комитета не соответствует числу членов государств—участников Хартии и составляет в настоящее время 15.

В процедуре контроля за соблюдением положений Хартии участвуют следующие органы:

  1. Европейский комитет по социальным правам;

  2. Правительственный комитет;

  3. Комитет министров.

Согласно ст. 25 Хартии члены Европейского комитета по социальным правам избираются Комитетом министров сроком на шесть лет, который может быть продлен только один раз. Первоначально в Европейском комитете по социальным правам было семь членов, но в марте 1994 года Комитет министров решил, что их число должно увеличиться до девяти.

Комитет ежегодно проводит восемь заседаний, продолжающихся одну неделю. Для подготовки решений Комитет образовал две рабочие группы из четырех или пяти экспертов.

Правительственный комитет, согласно ст. 27 Европейской социальной хартии, составляют представители по одному от каждой Договаривающейся Стороны. В заседаниях Комитета участвуют наблюдатели от двух международных организаций предпринимателей и двух европейских профсоюзов с правом совещательного голоса. В случае необходимости Комитет может обратиться к двум представителям международных неправительственных организаций, обладающих консультативным статусом при Совете Европы. Задачей Правительственного комитета, в соответствии с п. 3 ст. 27, является подготовка докладов для Комитета министров. Правительственный комитет участвует в подготовке заключения Европейского комитета по социальным правам.

Комитет рассматривает также заключения по каждому положению и в случае отрицательного заключения решает путем голосования вопрос о направлении рекомендации или предупреждения соответствующей Договаривающейся Стороне. Предупреждение для государства-участника является сигналом к принятию определенных мер для выполнения соответствующих положений Хартии. В случае непринятия мер может быть вынесена рекомендация в отношении этого государства.

В случае, когда Комитет не принял ни рекомендаций, ни предложений, он может сформулировать собственные выводы по ситуации в докладе для Комитета министров.

Комитет министров получает доклады Правительственного комитета с прилагаемыми заключениями Европейского комитета по социальным правам. На их основании Комитет принимает резолюцию, чем и завершается каждый контрольный цикл. Затем он направляет необходимые рекомендации каждой Договаривающейся Стороне. Рекомендация принимается большинством в две трети участвующих в голосовании. Голосуют только государства—участники Хартии.

В рекомендации государству выдвигается требование принять соответствующие меры для исправления ситуации, подойдя к ней с должной ответственностью, и в следующем докладе предоставить сведения о принятых мерах. Европейский комитет по социальным правам контролирует выполнение рекомендаций и рассматривает, что было сделано для исправления ситуации. При повторном отрицательном заключении Правительственный комитет может принять новую рекомендацию.