... > Психиатрия и наркология > Методы исследования в...

Методы исследования в психиатрии. Исследование мышления, памяти, внимания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Опрос Осмотр Наблюдение за поведением Экспериментально-психологическое исследование Исследование мышления Исследование памяти Исследование внимания тест Векслера
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Клинический метод исследования пациентов в психиатрии включает опрос, осмотр, наблюдение за поведением пациента и оценка общесоматического состояния.

Опрос

Опрос в психиатрии занимает важнейшее значение, поскольку большинство симптомов (навязчивые мысли, бредовые идеи, деперсонализация и др.) можно выявить только со слов пациента. Выясняется, насколько он понимает происходящее вокруг, ориентирован в месте, времени и личности, оценивается память на ближайшие и отдаленные события.

Собранный анамнез можно условно разделить на субъективный (сведения от самого пациента) и объективный (сведения от родственников и близких пациента). И пациенту, и другим лицам задаются вопросы о семье и детстве, родителях, нарушениях поведения в подростковом возрасте, о первых проявлениях болезни, событиях им сопутствовавших и динамике состояния пациента. Собирают также общесоматический, трудовой анамнез и сведения о злоупотреблении ПАВ.

Осмотр

При осмотре психиатр акцентирует внимание на следах повреждения (ссадины, рубцы), инъекций, физических недостатках. Обязателен и соматический осмотр с особенно тщательным исследованием нервной системы (поиск органических поражений головного мозга).

Наблюдение за поведением

Наблюдение за поведением пациента осуществляется как врачом при первичном обследовании, так и средним медперсоналом в течение госпитализации (ведутся дневники). Отмечают стереотипные действия, возгласы, мимику, реакцию на окружающее. Во время беседы отмечаются темп речи, особенности интонации голоса, живость мимики, жесты. На поведении ярко отражаются галлюцинации (приглядывание, принюхивание и т. п.) и бред (крайняя настороженность, внезапная агрессия).

Экспериментально-психологическое исследование

Включает проведение экспериментального изучения особенностей психической деятельности человека в болезненных состояниях. Оно строится по принципу функциональных проб. Роль специфической нагрузки выполняют задания. Выполнение заданий требует актуализации психических функций, и по полученным результатам происходит оценка сохранности или же нарушения функции, специфичной для определенной психической патологии.

Примеры подобных методик для исследования различных психических процессов приводятся ниже.

Исследование мышления:

  • наблюдение: решение бытовых задач, взаимодействие с другими людьми, игра, учебный процесс;

  • беседа: отношение пациента к поставленной задаче, к собственным мыслительным способностям;

  • изучение продуктов деятельности: дневников, писем, зарисовок, схем;

  • тестовые методики: классификация (распределение слов или карточек по группам), исключение («четвертый лишний»), выделение общих признаков, приведение аналогий и др.

Исследование памяти:

  • запоминание 10 слов, которые зачитывают устно 2–5 раз и просят повторить сразу же и спустя 20–30 минут (память снижена, если воспроизведено менее 7 слов);

  • проба на ассоциативную память: два раза зачитываются пары слов со смысловыми связями (река-море, яблоко-груша и т. п.), после чего поочередно повторяется первое слово и необходимо вспомнить второе;

  • тест с пиктограммами: пациенту предъявляют 10–15 понятий, к каждому из которых он может сделать небольшой рисунок, а через час должен по рисунку восстановить слово.

Исследование внимания:

  • таблицы Шульте: набор чисел (1–25), расположенных в случайном порядке в ячейках таблицы, которые требуется показать в правильной последовательности;

  • счет по Крепелину: складывание в уме однозначных чисел, записанных столбцом;

  • отсчитывание: вычитание вслух от 100 или 200 одного и того же числа (чаще 7 или 13);

  • корректурная проба: среди рядов разных букв (или цифр) пациенту необходимо искать и зачеркивать какую-то одну.

Пример таблицы Шульте

Пример таблицы Шульте

Примером комплексного метода исследования интеллекта является тест Векслера, который состоит из 11 подтестов:

  • вербальные:

    • общая осведомленность;

    • понимание смысла выражений;

    • арифметика;

    • запоминание цифр;

    • нахождение сходства;

    • словарный запас;

  • невербальные:

    • шифровка;

    • недостающие детали (завершение картинки);

    • конструирование блоков;

    • сборка объектов (человек, слон) из деталей;

    • последовательные картинки (восстановление сюжета по 8 картинкам).

Шифровка (тест Векслера)

Шифровка (тест Векслера)

Skyeng

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748