Умственная отсталость с нарушениями поведения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Состояние общего недоразвития психики, характеризующееся прежде всего недостаточностью интеллектуальных способностей (познавание, мышление, речь, моторика, социальные способности).
Является врожденным или приобретенным в раннем детстве (до 3 лет).
Обычно не имеет тенденции к прогрессированию.
В результате реабилитации и тренировок интеллектуальные способности могут улучшиться, но только в незначительной степени.
Возможны нарушения поведения следующих направлений:
Агрессивное поведение:
физическая агрессия, взрывы ярости, озлобленности;
вербальная агрессия (крик, ругань, угрозы);
резкость, грубость, вспыльчивость;
негативизм и оппозиционное поведение;
патологическая обида или подозрительность;
аутоагрессия.
Явления торможения:
крайняя нерешительность и робость;
постоянные растерянность и смущение;
двигательная заторможенность.
Поведенческая неустойчивость:
повышенная внушаемость;
попадание под влияние криминальных структур;
отсутствие постоянства в занятиях, работе;
стремление уходить от любых трудностей;
недостаточное чувство долго и ответственности;
повышенный интерес к новым впечатлениям.
Сложность проявлений нарушенного поведения с утяжелением умственной отсталости снижается. Большинство перечисленных выше нарушений поведений отчетливо выявляются только у пациентов с легкой или умеренной степенью умственной отсталостью. Для тяжелой степени характерны самые простые формы поведения, а значит и их нарушений – агрессивность (постоянная или эпизодическая), патологическое добродушие и т. п.
Дифференциальная диагностика с расстройством зрелой личности и поведения
Умственная отсталость обычно диагностируется не позже школьного возраста, в то время как первые признаки расстройства зрелой личности появляются позже, а сам диагноз в детском возрасте не выставляется. Развитие умственной отсталости связано с конкретной причиной, которую в большинстве случаев удается выявить (хотя бы и ретроспективно).