... > Психиатрия и наркология > Умственная отсталость. Задержка...

Умственная отсталость. Задержка развития

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Умственная отсталость Характеристика Этиология Степени умственной отсталости Лечение
Задержанное психическое развитие (ЗПР) Является следствием прогноз
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Умственная отсталость

Характеристика

  • Состояние общего недоразвития психики, характеризующееся прежде всего недостаточностью интеллектуальных способностей (познавание, мышление, речь, моторика, социальные способности).

  • Является врожденным или приобретенным в раннем детстве (до 3 лет).

  • Является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, развившемся в результате подействовавшей когда-то вредности.

  • Обычно не имеет тенденции к прогрессированию.

  • В результате реабилитации и тренировок интеллектуальные способности могут улучшиться, но только в незначительной степени.

  • Термины «олигофрения», «имбецильность», «идиотия» в настоящее время не используются.

Этиология

  1. Наследственные (генные и хромосомные) заболевания:

    • синдром Дауна;

    • синдромы Кляйнфельтера, Шерешевского-Тернера;

    • истинная микроцефалия;

    • фенилкетонурия, галактозурия;

    • мукополисахаридоз и др;

    • Заболевания, вызванные вредными воздействиями в период внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии);

    • TORCH-инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, герпес, гепатит В, сифилис);

    • фетальный алкогольный синдром;

    • другие интоксикации;

    • гемолитическая болезнь плода и др.

  2. Заболевания, вызванные вредными воздействиями во время родов или первых лет жизни:

    • родовая травма;

    • гипоксия/асфиксия плода в родах;

    • ЧМТ в раннем детстве;

    • энцефалиты в раннем детстве (корь, грипп, герпес, тяжелое течение пневмонии, дифтерии, скарлатины);

    • гипотиреоз.

Степени умственной отсталости:

  • Легкая:

    • тест Векслера: 50–69 баллов, умственный возраст ~ 9–12 лет;

    • социальное функционирование ограничено, но возможно в любых группах;

    • задержка обучения чтению, письму, плохая школьная успеваемость;

    • социальная и эмоциональная незрелость;

    • возможно обучение ручному труду и даже профессии, не требующей высокой квалификации.

  • Умеренная:

    • тест Векслера: 35–49 баллов, умственный возраст ~ 6–9 лет;

    • социальное функционирование только в пределах семьи и специальной группы;

    • отставание заметно с раннего детства;

    • недоразвитие навыков понимания и использования речи, самообслуживания, моторики;

    • абстрактное мышление полностью недоступно, словарный запас резко снижен;

    • нуждаются в постороннем надзоре.

  • Тяжелая:

    • тест Векслера: 20–34 баллов умственный возраст ~ 3–6 лет

    • выраженные моторные нарушения;

    • недоразвитие речи вплоть до полного отсутствия;

    • часто сопутствует эпилепсии;

    • нуждаются не только в постоянном надзоре, но и в уходе (неспособны обслуживать себя);

    • в некоторых случаях при упорной работе возможно усвоение элементарных навыков самообслуживания, упорядочение поведения.

  • Глубокая:

    • тест Векслера: менее 20 баллов, умственный возраст менее 3 лет;

    • неспособность понимания и выполнения простейших инструкций;

    • пациенты обычно неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала;

    • тяжелые сопутствующие неврологические нарушения;

    • нуждаются в постоянном уходе.

Лечение

  • Педагогическая, психологическая работа с ребенком. Обучение социальным навыкам. При легкой степени – получение профессии.

  • Своевременное и адекватное определение образовательного маршрута (специализированные детские сады, классы, школы, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации).

  • Образовательная и психологическая работа с родителями.

  • Медикаментозное лечение малоэффективно. Пробуют использовать ноотропы, витамины группы В.

  • При выявлении нарушений обменного характера (фенилкетонурия, гипотиреоз) – их коррекция.

Задержанное психическое развитие (ЗПР)

Обратимое отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

Является следствием временно действующих неблагоприятных факторов: действия пре и интранатальных вредностей (гипоксия, инфекции), неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующие ситуации в детстве, педагогическая запущенность.

Хороший прогноз при своевременной коррекции.