Умственная отсталость. Задержка развития
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Умственная отсталость
Характеристика
Состояние общего недоразвития психики, характеризующееся прежде всего недостаточностью интеллектуальных способностей (познавание, мышление, речь, моторика, социальные способности).
Является врожденным или приобретенным в раннем детстве (до 3 лет).
Является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, развившемся в результате подействовавшей когда-то вредности.
Обычно не имеет тенденции к прогрессированию.
В результате реабилитации и тренировок интеллектуальные способности могут улучшиться, но только в незначительной степени.
Термины «олигофрения», «имбецильность», «идиотия» в настоящее время не используются.
Этиология
Наследственные (генные и хромосомные) заболевания:
синдром Дауна;
синдромы Кляйнфельтера, Шерешевского-Тернера;
истинная микроцефалия;
фенилкетонурия, галактозурия;
мукополисахаридоз и др;
Заболевания, вызванные вредными воздействиями в период внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии);
TORCH-инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, герпес, гепатит В, сифилис);
фетальный алкогольный синдром;
другие интоксикации;
гемолитическая болезнь плода и др.
Заболевания, вызванные вредными воздействиями во время родов или первых лет жизни:
родовая травма;
гипоксия/асфиксия плода в родах;
ЧМТ в раннем детстве;
энцефалиты в раннем детстве (корь, грипп, герпес, тяжелое течение пневмонии, дифтерии, скарлатины);
гипотиреоз.
Степени умственной отсталости:
Легкая:
тест Векслера: 50–69 баллов, умственный возраст ~ 9–12 лет;
социальное функционирование ограничено, но возможно в любых группах;
задержка обучения чтению, письму, плохая школьная успеваемость;
социальная и эмоциональная незрелость;
возможно обучение ручному труду и даже профессии, не требующей высокой квалификации.
Умеренная:
тест Векслера: 35–49 баллов, умственный возраст ~ 6–9 лет;
социальное функционирование только в пределах семьи и специальной группы;
отставание заметно с раннего детства;
недоразвитие навыков понимания и использования речи, самообслуживания, моторики;
абстрактное мышление полностью недоступно, словарный запас резко снижен;
нуждаются в постороннем надзоре.
Тяжелая:
тест Векслера: 20–34 баллов умственный возраст ~ 3–6 лет
выраженные моторные нарушения;
недоразвитие речи вплоть до полного отсутствия;
часто сопутствует эпилепсии;
нуждаются не только в постоянном надзоре, но и в уходе (неспособны обслуживать себя);
в некоторых случаях при упорной работе возможно усвоение элементарных навыков самообслуживания, упорядочение поведения.
Глубокая:
тест Векслера: менее 20 баллов, умственный возраст менее 3 лет;
неспособность понимания и выполнения простейших инструкций;
пациенты обычно неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала;
тяжелые сопутствующие неврологические нарушения;
нуждаются в постоянном уходе.
Лечение
Педагогическая, психологическая работа с ребенком. Обучение социальным навыкам. При легкой степени – получение профессии.
Своевременное и адекватное определение образовательного маршрута (специализированные детские сады, классы, школы, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации).
Образовательная и психологическая работа с родителями.
Медикаментозное лечение малоэффективно. Пробуют использовать ноотропы, витамины группы В.
При выявлении нарушений обменного характера (фенилкетонурия, гипотиреоз) – их коррекция.
Задержанное психическое развитие (ЗПР)
Обратимое отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
Является следствием временно действующих неблагоприятных факторов: действия пре и интранатальных вредностей (гипоксия, инфекции), неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующие ситуации в детстве, педагогическая запущенность.
Хороший прогноз при своевременной коррекции.