«Человеческие» барьеры речевой коммуникации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Речевая коммуникация может не состояться, если имеются некоторые преграды, которые называют коммуникативными барьерами.
Обычно выделяют шесть наиболее явных барьеров:
Дискомфорт физической среды, в условиях которой происходит общение.
Инерция включенности (озабоченность слушателя иными проблемами).
Языковой барьер (существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта).
Антипатия к чужим мыслям (амбициозность).
Профессиональное неприятие (некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта).
Неприятие имиджа коммуникатора.
«Человеческие» барьеры коммуникации. Как известно, главной причиной возникновения коммуникативных барьеров является сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.
Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла и холода). Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений, например, артикуляции, или отклонений, связанных с голосовым аппаратом, с глухотой, полной или частичной потерей зрения, потерей чувствительности кожи и т. д.
К наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, скованности мысли, неспособности решить даже простые задачи, к провалам в памяти, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей, речевым аномалиям и т. п. В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия, депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость).
Кроме перечисленных, к распространенным формам психологических барьеров относятся:
барьер «возраста» – возникает у людей разных поколений;
барьер «предвзятости» – когда вы вдруг как будто без причин начинаете отрицательно относиться к тому, или иному человеку;
барьер «отрицательной установки» – когда кто-то плохо отзывается о знакомом вам человеке и у вас возникла негативная установка по отношению к нему;
барьер «эмоциональный» – происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причем не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное);
барьеры общения – возникает в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Психологические барьеры выполняют две основные функции:
функцию психологического препятствия, мешающего общению с другими людьми, оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды.
функцию психологической защиты, которая способствует повышению уровня психологической защищенности личности, ее автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.
Социокультурные барьеры. В основе коммуникативных барьеров лежат социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Если взаимодействующие лица имеют сходные социальные характеристики и, следовательно, сходный социальный опыт (принадлежат одной семье, одному государству, одной расе, одному полу, одному возрасту, одной профессии и т. д.), то это значительно облегчает их взаимопонимание в процессе общения. Напротив, если взаимодействующие лица имеют разные социальные характеристики и разный социальный опыт (принадлежат разным семьям, государствам, расам, профессиям), их взаимопонимание может быть несколько осложнено.
Формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется в данной социальной среде со своей культурой, собственными знаковыми системами, стереотипом мышления и стандартами поведения, которые становятся очевидны при столкновении с другими культурами.
Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные среди них – лингвистические и семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться «на разных языках», т. е. они могут говорить на одном и том же языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов (например, богатый лексикон у одних и ограниченный у других).
Поэтому в процессе речевой коммуникации:
Не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только те представления, которые сложились в данной культуре.
Важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение. Именно в недооценке этого факта заключаются причины большинства коммуникативных неудач.
Следует использовать как можно больше различных средств передачи информации.
Следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией адресата.