Двузначные тактики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Двузначные тактики иронии лести подкупа замечания просьбы смены темы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Двузначные тактики могут быть кооперативными и конфликтными в зависимости от того, в рамках какой стратегии используется данная тактика. К таким тактикам относится, например, тактика лжи. Она выполняет кооперативную функцию при реализации стратегии вежливости, цель которой «не навредить» партнеру, «поднять» своего собеседника. В то же время данная тактика может быть конфликтным средством при использовании ее в рамках стратегий конфронтации, например, стратегии дискредитации.

К двузначным тактикам относятся также тактики иронии, лести, подкупа, замечания, просьбы, смены темы.

  • Тактика иронии представляет собой линию поведения, при которой истинный смысл ответной реплики скрыт или противопоставляется смыслу явному. Распознавание тактики иронии в ответных репликах говорящего осуществляется исключительно на основе контекста. В самой сути иронической реплики заложена необходимость активного интеллектуального контакта его участников. Причем значение иронической образности неустойчиво и в каждом конкретном случае индивидуально. Процесс порождения иронии основан на нарушении самых разных смысловых звеньев языка. Ирония актуализирует отношения между мышлением и действительностью. Ирония как психический процесс превращает то, что для говорящего неприятно или даже тревожно, в противоположное. Тем самым, данная линия поведения позволяет выразить негативные чувства в социально приемлемой форме. Тактика иронии создается средствами всех языковых уровней – лексическими, семантическими и синтаксическими – на основе конкретного контекста.

  • Тактика лести. Лесть – это такой метод говорить приятные вещи (заведомо неправдивые), который помогает отвлечь внимание от реального спича, не вызывающего доверия. Но в отличие от лжи тут идет нелегальный «переход на личности».

  • Тактика подкупа. Подкуп – передача материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих договорных обязательств или долга.

  • Тактика замечания. Тактика замечания, упрека дает возможность поставить собеседника в неловкое положение. Он смутится и забудет свои аргументы. Пример: «Почему у вас «подкасы» на джинсах, если это уже не модно?».

  • Тактика просьбы. Просьба – побудительный речевой акт, представляющий собой попытку говорящего повлиять на слушающего с тем, чтобы заставить его совершить некоторое выгодное для себя действие, которое он может, но не должен совершать. Выражения со значением просьбы являются одними из наиболее массово реализуемых элементов речевого общения носителей русского языка. Ситуация просьбы тесно связана с вежливостью, понятием статусного общения.

  • Это, например, такие тактики, как представление просьбы в виде вопроса о возможностях адресата выполнить желаемое (Не могли бы вы/Вы (не) могли бы/Вы не можете/Можете+ инфинитив?); допроса о наличии чего-либо (У вас не будет/ У вас не найдется/Нет ли у вас/У вас нет + существительное в родительном падеже?), вопроса о возможности обратиться с просьбой (Нельзя ли/Можно/Могу ли я/вас попросить + инфинитив?), вопроса о возможных трудностях адресата при выполнении просьбы (Вас не затруднит/Вам не сложно будет + инфинитив?; Вы не против/ Вам не помешает/Ничего +если я + 1 л. прост, буд. время?), а также тактика «удвоения» просьбы (Я вас очень прошу/Прошу вас + императив), сближения просьбы с требованием (Я попросил (а) бы вас + инфинитив).

  • Тактика смены темы. Перемена темы разговора меняет и коммуникативную направленность взаимодействия, что обусловливает использование данной тактики как гармонизирующей общение. В этом случае тактика смены темы основывается на переключении внимания на то, что более значимо или вызывает положительные эмоции.

О переходе на новую тему сигнализируют, например, междометие о, союз так, указательное местоимение это, например: Эти огурцы еще нельзя солить, они никакие. Сережа, не перебирай харчами, хорошо хоть такие есть.