Этика и виды речевой деятельности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Этика – это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, ее структуру и социальные функции. Есть и второе значение этого слова, а именно «нормы поведения, мораль человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы».
Кроме того, нередко используются термины «этикет», «речевой этикет». Под этикетом понимается установленный порядок поведения, форм обхождения. Отсюда речевом этикет – это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.
Умение соблюдать этические нормы в обществе всегда ценилось весьма высоко. Знание норм этики, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей и т. п.
Этика письменной речи
Формы обращения.
В официальной письменной речи существуют принятые формы обращения, одной из которых является «уважаемый». Запятая после обращения придает письму будничный характер, а восклицательный знак, наоборот, указывает на то, что факту обращения придается особое значение.
Если в обращении указываются имя и отчество, а фамилия не называется, то обращение приобретает несколько личный характер. Включение же в формулу обращения фамилии адресата придает тексту документа вежливо-официальный характер.
Выбор залога.
Действительный залог употребляется тогда, когда следует выделить, оттенить субъект действия. Действительный залог придает изложению динамику.
Страдательный залог употребляется тогда, когда факт свершения действия имеет большее значение, чем указание лиц, совершивших действие.
Роль вида глагола.
Когда нужно подчеркнуть, что действие свершилось, используется совершенный вид глагола, а если действие находится в развитии – несовершенный вид.
Употребление вводных слов и оборотов.
Удачно использованное вводное слово или в нужный момент сделанное обособление снимают напряженность тона изложения.
Местоимение «я» в деловой переписке.
Имеет место тенденция утраты местоимения «я» в деловом письме. Своеобразие русского языка заключается в том, что субъект действия не обязательно выражается местоимением «я». Указание на первое лицо единственного числа выражается окончанием.
Употребление местоимения «он».
Официальный речевой этикет предусматривает умение пользоваться местоимением «он». Будучи универсальным обозначением лиц и предметов, «он» сохраняет в себе также и указательное значение. Это местоимение может быть средством обезличивания, фамильярности, поэтому требует особой осторожности при использовании в служебных документах.
Тон служебного документа.
Основное требование, предъявляемое к официальному письму, – объективность содержания, что обусловливает, как правило, нейтральность тона изложения. Официальные письма пишутся в доброжелательном тоне, не допускается иронизирование, проявление грубости.
Не следует впадать и в другую крайность – использование чрезмерной вежливости (например, «не откажите в любезности»), хотя современной деловой корреспонденции скорее присуща сухость, чем чрезмерная вежливость.
Этика устной речи
Кроме общих требований этики, о которых было сказано выше, при устной речи человек должен соблюдать следующие правила этикета.
Проявлять уважительность, доброжелательность к собеседнику.
Запрещается своей речью наносить собеседнику разного рода ущерб, обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать и прямых отрицательных оценок личности партнера по общению.
Вежливо относиться к собеседнику.
Не выпячивать собственное «я».
Говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику собственных мнений и оценок, уметь понять точку зрения партнера.
Поставить в центр внимания слушающего.
Следует учитывать социальную роль слушающего, его личность и осведомленность в теме, предмете речи, степень его заинтересованности. Предлагается постоянно поддерживать контакт с собеседником. Если говорящий не смотрит на собеседника, не «прочитывает» в его глазах понимания и заинтересованности, значит, он сосредоточился на самом себе, а это затрудняет успешное ведение речевой коммуникации.
Тема коммуникации должна быть понятна, уместна и интересна.
Учитывать, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограниченны.
Учитывать невербальные средства коммуникации.
Прежде всего необходимо сохранять принятую в данной национальной и социальной культуре дистанцию общения, правильно использовать жесты. Слушатель должен чувствовать, что говорящий посылает ему доброжелательные мимические и жестовые сигналы, дополнительно пробуждая в нем внимание и понимание.
Этика слушания
Слушание выдвигается на первый план, когда люди хотят достичь согласованности в действиях.
Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела, чтобы выслушать его. Правило этикета: отдайте предпочтение слушанию перед другими видами деятельности.
Слушая, уважительно и терпеливо относитесь к говорящему.
Старайтесь выслушать внимательно и до конца. Если же в данный момент выслушать невозможно, тактично перенесите беседу на другое время, аргументировано сославшись на свою занятость.
Не перебивайте.
Выслушивая собеседника, не перебивайте его, не сбивайте с мысли, не вставляйте каких-либо замечаний, не переводите слушание в собственное говорение.
Слушая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы.
Дайте ему проявить себя в речи. Вербально и невербально подчеркивайте заинтересованность в общении с ним.
Нужно уметь вовремя оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос.
Не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику.
Не стоит вообще реагировать на речь, обращенную к другому. Если тот, к кому направлены слова, не реагирует, что, конечно, вне правил ведения речи, то другой слушающий может взять на себя ответ, тем самым спасая положение в общей беседе.