Коммуникация и речевая коммуникация. Основные понятия теории речевой коммуникации. Роль речевой коммуникации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Слово «коммуникация» происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение».
Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Речевая коммуникация – общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).
Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка, который, будучи важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является важнейшим механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.
Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка.
Задачи речевой коммуникации:
эффективное получение информации (зависит от уровня владения навыками чтения и слушания);
эффективная передача информации (владение навыками письма и говорения);
достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию (знание основных риторических приемов);
получение дополнительной информации о собеседнике (умение интерпретировать его высказывания и понять подтекст);
самопрезентация.
Средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, невербальная – передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т. п.). В то же время невербальные средства общения неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.
В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимали участие в общении, в основе лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:
Отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек.
Получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек.
Сообщение – текст в устной или письменной форме. Это неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой коммуникации.
Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом (например, в диалоге – реплика одного из собеседников).
Основные функции речевой коммуникации:
Информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей.
Агитационная – побуждение, призыв, просьба.
Эмотивная – непосредственное выражение чувств, эмоций.
Формы коммуникации: устная и письменная.
Типы речевой коммуникации определяются по ряду признаков:
По условиям общения:
прямое или непосредственное общение с активной обратной связью (диалог) и с пассивной обратной связью (письменный приказ);
опосредованное общение (выступление на телевидении, в СМИ).
По количеству участников:
монолог (речь одного человека);
диалог (речь двух людей);
полилог (речь нескольких человек).
По цели общения:
информирование;
убеждение;
развлечение.
По характеру ситуации:
деловое общение;
бытовое общение.
Основные понятия речевой коммуникации
Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации. Речевое общение обоюдно, сознательно и целенаправленно. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.
Речевое поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.
Речевая деятельность – это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность.
Речевое поведение – это мало осознанная активность, которая проявляется в образах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания, либо на основе собственного опыта. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами.