... > Речевая коммуникация > Конфликт. Структура конфликта....

Конфликт. Структура конфликта. Способы преодоления конфликтов

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Конфликт Структура Стороны участники Условия Предмет Исход пять основных структурных способов устранения конфликтов
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Структура конфликта:

  • стороны (участники) конфликта;

  • условия конфликта;

  • предмет конфликта;

  • действия участников конфликта;

  • исход (результат) конфликта.

Стороны конфликта

Главные участники конфликта – противодействующие стороны, которых в конфликте минимум две. Зачастую в литературе они именуются «противостоящими сторонами», изредка «конкурентами», «соперниками», «противниками». Последнее относится к конфликтам, которые протекают в острой форме: взаимодействие сторон напоминает борьбу. Сторонами конфликта могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы, организации, в том числе более масштабные социальные общности (государства, коалиции государств).

Условия конфликта

Условиями конфликта считаются факторы или обстоятельства, которые определяют его характеристики и возможность возникновения, иными словами, они состоят из условий возникновения и протекания конфликта.

Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. К условиями возникновения социальных конфликтов относятся, как правило, субъективные факторы, связанные с людьми.

Предмет конфликта

Предметом конфликта называют то, что становится объектом противоречащих друг другу или разнонаправленных интересов сторон. Являться предметом может как конкретный объект (материальный), конкретная возможность, так и нечто абстрактное, например, ценностное утверждение, которое несовместимо со мнением оппонента. Предмет конфликта – это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия.

Исход конфликта

Исход конфликта рассматривается как идеальный образ результата, на который направлены участники конфликта, который определяет направленность взаимодействия, регулирует итог. В конфликтном взаимодействии участники преследуют разные цели, связанные с воздействием друг на друга, предметом конфликта, «сохранением лица» и так далее. Зачастую они не полностью осознаются участниками, а тем более не формулируются словесно.

Рассмотрим способы устранения конфликтов, наиболее часто применяемые в системе управления организацией. Их условно можно разделить на две категории:

  1. Структурные, когда воздействие оказывается на содержание конфликта (более характерны для продуктивных конфликтов).

  2. Межличностные – воздействие оказывается на участников конфликтов (чаще применяют для решения неконструктивных конфликтов).

В менеджменте выделяют пять основных структурных способов устранения конфликтов:

  1. На основе четкого описания рабочих мест, т.е. прав, обязанностей, функций, ресурсов и информационного обеспечения каждого работника можно создать ситуацию, когда персоналу будет просто нечего делить между собой, так как их интересы не будут пересекаться.

  2. Путем введение жесткой системы единоначалия, когда решение принимает только один человек.

  3. На основе установления общих оценочных показателей, когда стимулирование труда осуществляется не путем учета индивидуальных показателей, а по итогам работы организации в целом.

  4. На базе использования системы поощрения бесконфликтной работы – при наличии конфликтных ситуаций для их участников снижается объем материальных выплат по итогам труда.

  5. Разрешение с учетом целей конфликтов – определяется истинная причина конфликта, и при этом менеджер должен помнить, что участники склонны ее скрывать и публично использовать совсем иной повод (например, каждая из двух группировок пытается выдвинуть свою кандидатуру на ключевой пост, однако, поскольку один из кандидатов еврей, то поддерживающая его группировка обвиняет другую в антисемитизме). После выявления истинной причины менеджер должен сделать цель конфликта недосягаемой для ее участников (например, назначить свою кандидатуру на ключевой пост).