Контроль в речевом общении (коммуникативный мониторинг)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Коммуникативный мониторинг Функции мониторинг формы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Речевое планирование непосредственно связано с контролем за осуществлением плана. Понятие контроля (власти, power) и языковых средств его осуществления является ключевым в теории речевого воздействия. Проблема контроля, осуществляемого в процессе коммуникации, имеет длительную историю научного осмысления. Классическим образцом может служить работа итальянского писателя XVI в. Никколо Макиавелли «Государь», где коммуникация рассматривается с позиции идеологического контроля вне зависимости от норм морали.

Однако контроль наблюдается не только в политической коммуникации. Э. Берн и Э. Шостром рассматривают способы его осуществления в межличностных отношениях. Психологи выявили особый тип личности, ориентированный на речевое подчинение слушающего и речевой контроль, назвав его «маккиавеллистом». Установлено, что принадлежность индивидуума к этому типу влияет на выбор той или иной речевой стратегии.

Применительно к речевой стратегии контроль означает, что в процессе речевого взаимодействия говорящий пытается направлять интеллектуальные и эмоциональные процессы слушающего (его интересы, оценки, рассуждения) таким образом, чтобы те в конечном счете привели его к нужному решению (состоянию). Контроль может предполагать как вербальные, так и невербальные действия, нацеленные на развитие коммуникативного контакта в желательном для говорящего направлении. Контроль помогает блокировать нежелательные ответы, модерировать ситуацию так, как нужно (например, вопрос «Вы придете в 6 или в 7?» вместо «Вы придете или нет?», если задающий вопрос хочет, чтобы собеседник пришел).

Коммуникативный мониторинг

Важным моментом в мониторинге является его направленность на регулирование как чужого, так и собственного поведения участника коммуникативного процесса.

Функции мониторинга в значительной степени определяют сущность этого явления, обеспечивая организацию коммуникативного процесса. Отталкиваясь от цели коммуникации как базового критерия, мы выделяем следующие функции мониторинга:

  1. Диагностическую, которая позволяет определить коммуникативные барьеры и сбои, препятствующие нормальному ходу общения.

  2. Ориентирующую, вытекающую из диагностической и помогающую модератору определять проблемы в коммуникации и планировать ход своих дальнейших действий.

  3. Регулятивную, которая заключается в стремлении модератора направить дискуссию в конструктивное русло и обеспечить успешную коммуникацию.

  4. Организующую, определяющую порядок в ходе коммуникации, очередность этапов, смену коммуникативных ролей, передачу репликовых шагов.

  5. Побудительную, стимулирующую более активное участие коммуникантов в процессе общения.

  6. Корректирующую, направленную на исправление ошибок в произношении, написании, построении высказывания, выборе лексических средств.

  7. Контролирующую, обеспечивающую правильность, понятность, достоверность сообщаемой информации.

  8. Функцию сглаживания конфликтов, направленную на недопущение и/или разрешение конфликта.

  9. Функцию рефлексии – самоконтроль говорящего с позиций количества, качества сообщаемой информации и манеры собственного поведения.

Таким образом, принимая во внимание выделяемые функции, мы можем сделать вывод, что мониторинг – это сложный процесс организации человеческого взаимодействия, который включает такие составляющие, как наблюдение, анализ, контроль за ходом коммуникации, управление конфликтами.

С точки зрения направленности мониторинга мы выделяем следующие его формы:

  • Автомониторинг – саморегулирование.

  • Взаимомониторинг. 

Мониторинг в устном общении может осуществляться следующими способами:

  1. Вербальное указание – на человека (а теперь слово предоставляется…), тему (тема, которую я предлагаю обсудить…), нарушение правил (помним о правилах, не переходим на личности… У каждого участника есть свое мнение по любому вопросу и право его высказывать).

  2. Невербальное указание – жесты (поднятие ладони, чтобы прервать говорящего, кивок головой в знак согласия), пауза (способ передачи репликового шага), молчание (способ привлечь внимание аудитории), мимика.

Чтобы качественно проводить коммуникативный мониторинг, необходимо обладать такими личностными качествами, как тактичность, толерантность, эмоциональная отстраненность,нейтралитет по отношению к участникам общения, лидерские способности, креативность и находчивость.