Контроль в речевом общении (коммуникативный мониторинг)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Речевое планирование непосредственно связано с контролем за осуществлением плана. Понятие контроля (власти, power) и языковых средств его осуществления является ключевым в теории речевого воздействия. Проблема контроля, осуществляемого в процессе коммуникации, имеет длительную историю научного осмысления. Классическим образцом может служить работа итальянского писателя XVI в. Никколо Макиавелли «Государь», где коммуникация рассматривается с позиции идеологического контроля вне зависимости от норм морали.
Однако контроль наблюдается не только в политической коммуникации. Э. Берн и Э. Шостром рассматривают способы его осуществления в межличностных отношениях. Психологи выявили особый тип личности, ориентированный на речевое подчинение слушающего и речевой контроль, назвав его «маккиавеллистом». Установлено, что принадлежность индивидуума к этому типу влияет на выбор той или иной речевой стратегии.
Применительно к речевой стратегии контроль означает, что в процессе речевого взаимодействия говорящий пытается направлять интеллектуальные и эмоциональные процессы слушающего (его интересы, оценки, рассуждения) таким образом, чтобы те в конечном счете привели его к нужному решению (состоянию). Контроль может предполагать как вербальные, так и невербальные действия, нацеленные на развитие коммуникативного контакта в желательном для говорящего направлении. Контроль помогает блокировать нежелательные ответы, модерировать ситуацию так, как нужно (например, вопрос «Вы придете в 6 или в 7?» вместо «Вы придете или нет?», если задающий вопрос хочет, чтобы собеседник пришел).
Коммуникативный мониторинг
Важным моментом в мониторинге является его направленность на регулирование как чужого, так и собственного поведения участника коммуникативного процесса.
Функции мониторинга в значительной степени определяют сущность этого явления, обеспечивая организацию коммуникативного процесса. Отталкиваясь от цели коммуникации как базового критерия, мы выделяем следующие функции мониторинга:
Диагностическую, которая позволяет определить коммуникативные барьеры и сбои, препятствующие нормальному ходу общения.
Ориентирующую, вытекающую из диагностической и помогающую модератору определять проблемы в коммуникации и планировать ход своих дальнейших действий.
Регулятивную, которая заключается в стремлении модератора направить дискуссию в конструктивное русло и обеспечить успешную коммуникацию.
Организующую, определяющую порядок в ходе коммуникации, очередность этапов, смену коммуникативных ролей, передачу репликовых шагов.
Побудительную, стимулирующую более активное участие коммуникантов в процессе общения.
Корректирующую, направленную на исправление ошибок в произношении, написании, построении высказывания, выборе лексических средств.
Контролирующую, обеспечивающую правильность, понятность, достоверность сообщаемой информации.
Функцию сглаживания конфликтов, направленную на недопущение и/или разрешение конфликта.
Функцию рефлексии – самоконтроль говорящего с позиций количества, качества сообщаемой информации и манеры собственного поведения.
Таким образом, принимая во внимание выделяемые функции, мы можем сделать вывод, что мониторинг – это сложный процесс организации человеческого взаимодействия, который включает такие составляющие, как наблюдение, анализ, контроль за ходом коммуникации, управление конфликтами.
С точки зрения направленности мониторинга мы выделяем следующие его формы:
Автомониторинг – саморегулирование.
Взаимомониторинг.
Мониторинг в устном общении может осуществляться следующими способами:
Вербальное указание – на человека (а теперь слово предоставляется…), тему (тема, которую я предлагаю обсудить…), нарушение правил (помним о правилах, не переходим на личности… У каждого участника есть свое мнение по любому вопросу и право его высказывать).
Невербальное указание – жесты (поднятие ладони, чтобы прервать говорящего, кивок головой в знак согласия), пауза (способ передачи репликового шага), молчание (способ привлечь внимание аудитории), мимика.
Чтобы качественно проводить коммуникативный мониторинг, необходимо обладать такими личностными качествами, как тактичность, толерантность, эмоциональная отстраненность,нейтралитет по отношению к участникам общения, лидерские способности, креативность и находчивость.