... > Речевая коммуникация > Невербальные средства общения

Невербальные средства общения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Невербальная коммуникация Типы невербальной коммуникации зоны приближения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Невербальная коммуникация – поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Невербальная коммуникация является системой невербальных символов, знаков, кодов, используемых для передачи сообщения с большей степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности.

Невербальные сигналы могут играть пять ролей:

  1. Повторение: они могут повторить сообщение человека, которое он делает в устной форме.

  2. Противоречие: они могут противоречить сообщениям индивида, которые он пытается передать.

  3. Замена: они могут заменять собой устное послание. Например, глаза человека могут часто передать гораздо больше информации, чем слова. 

  4. Дополнение: они могут дополнять устное послание. Например: начальник, который похлопывает вас по спине в дополнение к похвале, может усилить воздействие вербального сообщения.

  5. Акцентирование: они могут подчеркнуть устное послание. Например, начальник стучит по столу, когда ругает подчиненного.

Типы невербальной коммуникации

  • Мимика

Человеческое лицо очень выразительно. Не говоря ни слова, оно в состоянии выразить наши бесчисленные эмоции: счастье, печаль, удивление, страх, отвращение, гнев и др. Мимика, в отличие от некоторых форм невербального общения, является более универсальной.

Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим позитивным стимулом. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении. Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдает чувства извинения и беспокойства. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.

Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если консультант изредка сдвигает брови, он тем самым может сообщить клиенту, что не вполне следует за содержанием его речи. Сжатые челюсти могут свидетельствовать о твердости и уверенности, а также об агрессивном настрое. Страх, восторг или удивление могут заставить слушателя открыть рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри. А человек с напряженными ноздрями и опущенными уголками губ мог бы сказать: «Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я не одобряю ни этот воздух, ни вас».

  • Движения тела и осанка

Осанка придает фигуре общий вид и зависит от привычного положения корпуса и головы. Определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности. Походка человека, отраженная, может быть сигналом его эмоционального состояния, иногда может говорить о перенесенных болезнях, о роде занятий. Походка характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью, определенностью направления и изменчивостью.

Умение принимать правильную позу в той или иной ситуации общения, особенно при публичном выступлении, свидетельствует о профессионализме. 

Традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости и восприимчивости. Закрытая же, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлеченности в беседу.

  • Жесты

Жесты вплетены в ткань повседневной жизни. Мы машем, маним, жестикулируем руками, используем их, когда спорим или оживленно говорим, то есть выражаем себя с помощью жестов, часто не задумываясь об этом. Тем не менее, смысл жестов в разных культурах и регионах может быть очень разным, поэтому очень важно быть осторожным, чтобы избежать неправильного их толкования.

  • Визуальный контакт

Для многих зрительный контакт является наиболее важным типом невербальной коммуникации. Когда мы смотрим друг на друга, то сообщаем многие вещи, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение. Зрительный контакт также играет важную роль в поддержании хода беседы и для измерения реакции другого человека. 

  • Прикосновение.

Часто общение происходит через прикосновение. Существует множество сообщений, которые даются слабым рукопожатием, робким похлопыванием по плечу, теплыми «медвежьими» объятиями, покровительственным поглаживанием по голове или крепким рукопожатием. 

  • Пространство

Когда собеседник стоит слишком близко, то существует большая вероятность ощутить некоторую неловкость. Так как он как бы вторгается в личное пространство. У каждого из есть потребность в физическом пространстве. Она отличается в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Можно использовать физическое пространство для передачи многих невербальных сообщений, в том числе сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.

В речевой коммуникации существует три зоны приближения:

  1. 1 м 30 см – личностная зона;

  2. 1 м – социальная зона;

  3. 45 см – интимная зона.

  • Голос

Важно не только то, что говорится, но и то, как говорится. Ведь когда мы говорим, другие люди в дополнение к нашим словам «читают» наш голос. Они обращают внимание на темп, тон и интонацию голоса, как громко мы говорим и т. п. Поэтому надо изучать, как тон голос другого человека может указывать, например, на уверенность в себе, привязанность или сарказм, иронию, гнев и т. д. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбужден или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.