Обучение основам речевой коммуникации с использованием деловых игр
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Один из таких приемов, позволяющих добиться хороших результатов в овладении видами речевой коммуникации, – разыгрывание ситуаций в сфере деятельности конкретного специалиста, т. е. деловая игра.
Следует подчеркнуть, что при изучении основ речевой коммуникации с помощью игровых методов, и прежде всего с помощью деловых игр, на первом месте должно быть именно овладение видами речевой деятельности, а через это – и профессией.
Общая цель профессионального общения реализуется через различные образцы диалогической и монологической речи. Участники игры в каждой конкретной ситуации должны советоваться друг с другом, возражать, доказывать свою точку зрения, выслушивать собеседника и стараться его понять.
Основная функция диалогического общения в деловой игре – коммуникативная.
В ряде случаев, когда участники деловой игры отстаивают свою точку зрения или выражают свою позицию и мотивируют ее, их речь приобретает монологический характер. Поэтому в систему предваряющих деловую игру упражнений специалисты рекомендуют включать упражнения по обучению монологическим высказываниям, коммуникативная цель которых – убедить партнера по общению в своей правоте, согласиться либо не согласиться с ним, обосновав свою точку зрения.
Общение в ходе игры является в значительной степени неподготовленным и требует быстрой речевой реакции: включения в диалог или высказываний в монологической форме. Поэтому уже усвоенные ранее речевые образцы должны гибко использоваться в новой ситуации. Потребностью участников игры может быть вызвана и активизация пассивно усвоенной лексики, или речевых образцов. Таким образом участники игры расширяют сферу своей речевой деятельности.
В процессе деловой игры существенное значение приобретают следующие общеметодические положения.
Наличие модели социально-экономической системы (принятое обучаемыми решение не воздействует на модель системы, а последствия рассматриваются гипотетически).
Коллективная выработка решений. Решения принимаются, как правило, в условиях отсутствия конфликта, поскольку все обучаемые выступают как бы в одной, коллективной, групповой роли.
Многовариантность решений. Этот фактор может порождаться неодинаковой компетентностью обучаемых, различием их приоритетов и т. п.
Единая цель при выработке решений. Вся группа рассматривает одну ситуацию, по которой в общем виде предстоит принять решение.
Групповое оценивание деятельности обучаемых. Обычно оцениванию подлежит конечный результат, т. е. само решение.
Наличие управляемой эмоциональной напряженности обучаемых (например, соревнование групп по достижению цели).
В деловых играх допускаются роли любого уровня – от специалиста до руководителя министерства. Количество действующих лиц может быть различным.
Необходимым компонентом является система оценивания деятельности участников. Без этого невозможно достичь целей игры, поскольку это устанавливает порядок взаимодействия участников и соревновательный характер.
В подавляющем большинстве деловых игр применяется балльная оценка действий участников, включая четкую систему поощрения и штрафов.