... > Речевая коммуникация > Основные типы коммуникабельности...

Основные типы коммуникабельности людей. Психогеометрический подход к типологии личности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Доминантный собеседник Мобильный собеседник Ригидный собеседник Интровертный собеседник Психогеометрические типы собеседников
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Тактика убеждения нередко зависит от типа собеседника. Для успешной речевой коммуникации предлагается удобная и проверенная опытом структура коммуникабельности. Основные коммуникативные типы различаются на основе преобладания следующих речевых характеристик:

  • доминантность;

  • мобильность – подвижность, готовность к быстрому выполнению заданий;

  • ригидность – это особое качество психики: человек действует неосознанно и не в силах противостоять собственной натуре;

  • интровертность.

Доминантный собеседник стремится завладеть инициативой в речевой коммуникации, не любит, чтобы его перебивали. Чтобы добиться цели общения, особенно в деловой сфере, не рекомендуется перехватывать у доминантного партнера инициативу, перебивать, а также использовать выражения речевого давления («Хватит!», «Замолчи!»). Следует применить стратегию «речевого изматывания». Дождавшись паузы, быстро и четко формулировать свои интересы. Вступление в речь через паузу не выглядит внешне как перехват инициативы, хотя по существу таковым является. С каждой паузой ваша позиция становится все отчетливее, доминантный собеседник вынужден уже с ней считаться. Вы добились главного – вас внимательно слушают.

Мобильный собеседник не испытывает никаких трудностей в речевой коммуникации. Он легко входит в разговор, говорит много, интересно, часто перескакивает с темы на тему, не теряется в незнакомой компании.

Это один из лучших типов для бытового общения. Однако в деловой сфере постоянное желание мобильного собеседника менять тему снижает эффективность речевой коммуникации. Поэтому следует через резюме и вопросы возвращать его к теме (мобильный партнер, как правило, спокойно относится к тому, что его перебили). Иначе можно с удовольствием проговорить весь день (особенно, если оба партнера мобильные) и разойтись, так и не уяснив даже основные моменты темы.

Ригидный собеседник испытывает трудности при вступлении в речевую коммуникацию. Когда же этап вступления позади, ригидный собеседник четко формулирует свою позицию, логичен, рассудителен. Этот тип наиболее хорош для конструктивного делового общения. 

Чтобы речевая коммуникация с ригидным партнером была продуктивной, его следует «разогреть» на начальном этапе общения. В данном случае не рекомендуется сразу переходить к предмету речевой коммуникации, предпочтительно расширить вступительную часть, поговорить на отвлеченную тему. Если с ригидным собеседником вы сразу перейдете к теме без вступления, то вначале будете получать в ответ на ваши вопросы «возможно», «надо подумать», «как сказать» и т. п.

Интровертный собеседник не стремится владеть инициативой и готов отдать ее без особых возражений. Он нередко застенчив, скромен, склонен принижать свои возможности, не любит разговоров на интимную тему. Резкие, грубые фразы могут выбить его из колеи, а присутствие при беседе посторонних лиц заметно сковывает его.

Чтобы речевой контакт с интровертным партнером проходил нормально, следует постоянно вербально и невербально показывать, что вы уважаете его как интересного собеседника, цените его высказывания. Не следует перебивать интроверта, опровергать его доводы без мотивации – речевой контакт может неожиданно и надолго прерваться.

Психогеометрические типы собеседников

Психогеометрию можно определить, как практическую систему анализа личности, позволяющую определять форму и тип личности партнера по общению; давать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека, а также составлять сценарии поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

С точки зрения психогеометрии людей можно подразделить на пять типов: квадрат, треугольник, круг, зигзаг и прямоугольник. Признаки психогеометрических фигур легко поддаются фиксации с помощью включенного наблюдения во время собеседования.

  • Квадратный тип. Человек левополушарный, аналитик

Речь. Логичная, ясная, медленная, монотонная, сухая; высокий, но тихий голос; речевые штампы; точная профессиональная терминология.

Язык тела. Скованные, напряженные позы («зажатость»); рассчитанные, скупые движения; точные жесты; медленная «солидная» походка; бесстрастное лицо; деланный или «нервный» смех.

Основные психологические характеристики поведения. Его отличают пунктуальность и высокая личная организованность; строгое соблюдение правил, инструкций; аналитичность, внимательность к деталям; ориентация на факты, цифры, ссылки на высокие авторитеты; пристрастие к письменной речи; аккуратность, рациональность.

Внешний вид. Скорее консервативный, но опрятный, сдержанный, соответствующий деловому стилю и обстановке. В процессе беседы он задает конкретные вопросы с целью выяснить подробности, получить дополнительный комментарий. Не любит громкой и быстрой речи, предпочитает все подробно записывать. Думающий и анализирующий информацию человек. Следит за регламентом.

Принятие решений. Решения принимает медленно, по принципу: семь раз отмерь, один раз отрежь.

  • Треугольный тип. Человек левополушарный, аналитик

Речь. Логичная, ясная, краткая, чаще всего ориентирована на суть проблемы; уверенная, властная и эмоциональная, быстрая и четкая. Голос невысокий, громкий. Человек использует жаргонные слова.

Язык тела. Ненапряженная поза; плавные, уверенные движения; широкие выразительные жесты; уверенная энергичная походка; пронзительный взгляд, просвечивающий партнера. Рукопожатие властное – он захватывает ладонь партнера, переворачивает ее на ребро и сжимает с такой силой, что становится больно или дискомфортно.

Основные психологические характеристики поведения. «Треугольник» склонен к лидерскому поведению; имеет установку на успех; прагматичен; импульсивен, склонен к риску; энергичен и смел. Обладает высокой работоспособностью, нетерпелив к длинным монологам, поэтому часто говорит: «Короче!». Многие «треугольники» предрасположены к манипулированию, столкновению с потенциальными противниками.

Внешний вид. Отличает уверенность, ухоженность, престижная одежда, соответствующая ситуации. У него проницательный, все подмечающий взгляд, он моментально оценивает ситуацию и мгновенно реагирует на нее.

Принятие решений. Всегда имеет готовое решение на все случаи жизни. «Треугольник» легко принимает решения за других, ответственность за них берет на себя. Его девиз: «Нет проблем» и «Что я буду с этого иметь?».

  • Круговой тип. Человек правополушарный, интуитивный мозг

Речь. Непоследовательная, обычно отклоняющаяся от главной темы, эмоциональная, скорее медленная, чем быстрая; голос низкий; во время говорения «завораживает», располагает к откровению. «Кругу» свойственны восторженные оценки, комплименты, вместо «я» зачастую произносит «мы»; как правило, не говорит «нет», чаще использует конструкцию типа: «мы сделаем» и если не может помочь, сильно расстраивается и искренне сожалеет.

Язык тела. Расслабленная поза; свободные, плавные движения; доброжелательная улыбка; частые кивки головой в знак поддержки; «зеркальное» поведение; минимальная социальная дистанция. У него энергичная походка, легко подстраивающаяся под походку другого. Рукопожатие «круга» называется «перчатка», так как он обхватывает руку собеседника двумя руками и достаточно долго ее потряхивает, говоря партнеру комплименты. Кроме того, во время приветствия он входит в интимное пространство другого человека, давая понять, что он «свой».

Основные психологические характеристики поведения. «Круг» ориентирован на других людей. У него высокая потребность в дружественных связях, поэтому его тянет к межличностному общению. Ему свойственны забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, уступчивость, эмоциональная чувствительность. Он доверчив; ориентирован на мнение окружающих; нерешителен; слабый «политик»; любит посплетничать, способен уговаривать других; любит гибкий распорядок дня.

Внешний вид. мужчина-«круг» – неофициальный, часто без галстука; женщина-«круг» – неизысканна, женственна.

Принятие решений и общение. Непопулярных для других людей решений «круг» не принимает, в трудный момент старается заручиться поддержкой. На деловых встречах никогда не садится отдельно от других людей, так как ему нужен собеседник. Иногда заполняет собой все «коммуникативное пространство», умолкает на время лишь в момент принятия решения. Самая эффективная форма общения с «кругом» – непринужденная беседа.

  • Зигзаговый тип. Человек правополушарный, интуитивный, образный, концептуальный

Речь. Непоследовательная, ассоциативная, образная, эмоциональная, быстрая. Ей свойственны богатые голосовые вариации, восторженные оценки, разнообразная лексика.

Язык тела. Ненапряженные, быстро меняющиеся позы, оживленная жестикуляция, стремительная походка; живая мимика, «всевидящий» взгляд. «Зигзаг» – человек манерный, вызывающего поведения. Часто позирует. Когда «зигзаг» в хорошем настроении, он может, раскинув руки, издалека радоваться встрече: «Кого я вижу!..». Когда в плохом – пройдет мимо и не поздоровается.

Основные психологические характеристики поведения. «Зигзагу» свойственны жажда перемен, креативность, концептуальность, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. У него позитивная установка на новое, философия бунтаря, непрактичность и импульсивность; непостоянство настроения, поведения и отношений; недисциплинированность; стремление работать в одиночку; остроумие.

Внешний вид. Зачастую демонстративно-неряшливый и небрежный, иногда авангардно-модный.

Принятие решения. Решения принимает спонтанно, особенно не задумываясь, на основе сиюминутной потребности; так же быстро может отказаться от принятого им решения. У «зигзагов» нет полутонов: весь мир делится на черное и белое. Любит он свободу, творческую работу, самостоятельность и признание, причем публичное. А не любит все, что жестко структурировано, регламентировано и нормировано. С «зигзагом» целесообразно говорить быстро, кратко и по существу, так как медленная речь его раздражает. «Зигзагу» нужно уделять постоянное внимание, так как у него большая потребность в знаках внимания.

  • Прямоугольный тип. Временное состояние личности

Речь. Неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная, с нерешительными паузами; с колебаниями громкости и высоты тона. У него высокий, срывающийся голос, слова-паразиты.

Язык тела. Неуклюжий, с резкими неуверенными движениями. Вдобавок к этому неуверенная походка, бегающий взгляд, способность часто краснеть.

Основные характеристики поведения. «Прямоугольнику» свойственна изменчивость, неопределенность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, неуверенность в себе, доверчивость, импульсивность, нервозность, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, непунктуальность, имитация поведения других людей.

Внешний вид. Меняющийся, часто неопрятный, производит впечатление «странного поведения».

Общение. В общении «прямоугольник» не знает, что ему нужно. Способен делать вид, что удовлетворен работой, но на самом деле может потерять к ней интерес, стать равнодушным. «Прямоугольник» часто подвержен переменам настроения. Общаться с ним желательно просто, говорить четко и кратко. Поскольку он старается рассказать о своих проблемах, бедах и неудачах, будьте осторожными, терпеливыми и корректными, особенно если нет возможности его выслушать.

Таким образом, владея информацией по психогеометрии, вы можете быстро оценить любого собеседника и делового партнера, а затем использовать эту информацию в процессе общения. Эти знания позволят вам прогнозировать поведение собеседника и управлять процессом коммуникации.