... > Речевая коммуникация > Особенности аргументации убеждающего...

Особенности аргументации убеждающего выступления

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Аргументы Убеждающая речь приемы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Аргументы – это факты, доводы в поддержку вашего тезиса. Они убеждают слушателя в истинности вашего тезиса, в ценности вашей идеи.

  • Аргументов должно быть больше трех. Если аргументов больше пяти, то их уже начнут путать и забывать. Поэтому гнаться за количеством тоже не нужно. Для большинства задач хватает 3-5 доводов в подтверждение своей правоты.

  • Аргументы должны быть сильными. Слабые лучше убрать. Прочность вашей аргументации определяется прочностью самого слабого аргумента. Если среди 10 сильных доводов затесался 1 слабый, то именно по нему будут судить о качестве всей вашей аргументации.

  • Аргументы должны быть легко различимы. Иногда оратор произносит аргументацию монотонно, без пауз. В результате кажется, что он произнес один длинный аргумент на 10 минут. А то, что у него на самом деле было 10 аргументов по 1 минуте каждый, прошло мимо слушателей. Чтобы этого не случилось, можно делать следующее:

    1. считать: "Во-первых, во-вторых, в-третьих…";

    2. делать четкие паузы между аргументами;

    3. загибать пальцы;

    4. перемещаться в пространстве так, чтобы каждая точка пространства соответствовала одному из аргументов;

    5. использовать вводные фразы: "Следующее, что хотелось бы сказать…", "Еще один важный момент, который говорит в пользу…".

  • Аргументы должны быть краткими. По данным исследований, в толпе интеллект каждого индивидуума понижается. С толпой нужно говорить максимально просто и кратко. Аргумент, упакованный в 5 предложений, поймут и запомнят гораздо лучше, чем аргумент, упакованный в 10 предложений.

  • Сильное начало и сильное завершение. Как говорится, лучше всего запоминается первое и последнее. Поэтому самые сильные аргументы используйте в начале и в заключении своей речи.

Убеждающая речь – это процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию.

Рассмотрим специфические приемы, призванные помочь достичь целей, связанных с убеждением:

  1. Вы скорее убедите аудиторию, если сможете конкретно и четко выразить то, во что должны поверить слушатели или что они должны сделать. Ваша убеждающая речь, скорее всего, будет предназначена либо для того, чтобы сформировать или изменить мнение слушателей, либо для того, чтобы побудить их к действию. Вы декларируете желание, чтобы ваши слушатели что-то делали.

  2. Вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете формулировать цели и подавать информацию, ориентируясь на установки, которых придерживаются ваши слушатели. Установка – это преобладающие или устойчивые чувства, позитивные или негативные, связанные с неким человеком, объектом или вопросом. На словах люди обычно выражают свои установки в виде мнений.

  3. Вы скорее убедите аудиторию, если речь будет содержать в себе хорошие, разумные доводы и доказательства в поддержку вашей цели. Люди гордятся своей рациональностью. Мы редко делаем что-либо без какой-нибудь реальной или воображаемой рациональной причины. Чтобы удовлетворить эту потребность слушателей, основные положения направленной на убеждение речи обычно формулируются как доводы, то есть заявления, объясняющие, почему предложение оправдано.

  4. Вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете выстраивать свои доводы в соответствии с предполагаемой реакцией слушателей. Метод изложения рациональных доводов – прямолинейная схема, следуя которой вы представляете аудитории наилучшим образом подкрепленные доказательствами доводы в таком порядке: второй по силе довод в начале, самый сильный довод в конце, остальные — между ними. Этот метод будет работать, если ваши слушатели не имеют никакого определенного мнения о предмете, относятся к нему безразлично или, возможно, лишь немного склоняются в сторону «за» или «против».

  5. Вы скорее убедите своих слушателей, если будете говорить так, чтобы мотивировать их. Мотивация, или «силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение», часто возникает в результате использования стимулов и эмоционального языка. Чтобы стимул имел какую-то ценность, он должен быть значимым. Значимость стимула подразумевает, что он пробуждает эмоциональную реакцию. Воздействие стимула наиболее мощно, когда он является частью какой-нибудь значимой цели.

  6. Вы скорее сможете убедить аудиторию, когда она видит в вас заслуживающий доверия источник. Чтобы речь была эффективной, важно доверие слушателей к оратору. Если вы намерены убеждать своей речью, кроме того, чтобы быть хорошо подготовленными, подчеркивать вашу заинтересованность в благополучии слушателей, своим видом и манерой говорить демонстрировать энтузиазм, вы должны вести себя этично. Следующие четыре правила лежат в основе этичной убеждающей речи:

    • говорите правду;

    • давайте вашу информацию в перспективе;

    • воздерживайтесь от личных нападок на тех, кто не согласен с вашими идеями;

    • приводите источники любой негативной информации.