... > Речевая коммуникация > Персуазивная коммуникация. Персуазивные...

Персуазивная коммуникация. Персуазивные средства

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

персуазивная коммуникация Средства
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Дискурс публичного выступления включает разнообразные типы убеждающей речи. Другое их название – персуазивная коммуникация. Среди авторов, исследующих персуазивные элементы дискурса, следует назвать А.В. Голодного, В.Е. Чернявскую.

Согласно А.В. Голодному, персуазивная коммуникация:

  1. Это особый тип ментально-речевого взаимодействия коммуникаторов, при котором адресант реализует попытку преимущественно вербального воздействия на сознание адресата.

  2. Воздействие посредством коммуникативных стратегий убеждения и обольщения нацелено изменить поведение адресата: побудить к (не)совершению определенных посткоммуникативных действий.

  3. Осуществляется на основе определенных типов текста и является исторически сложившейся, закрепленной в общественной практике формой взаимодействия людей.

Персуазивная коммуникация, по мнению В. Е. Чернявской, не сводится и не подменяется аргументированием, поскольку реализуется не только с опорой на рациональное, на систему доказательств. «Механизмы персуазивности имеют интегративный комплексный характер, осуществляются в единстве рационального и аффективно-чувственного начал. Точкой отсчета, пусковым механизмом персуазивного процесса является речевое высказывание/текст, но осуществление персуазивного процесса происходит на ментальном уровне, «в голове реципиента», а именно тогда, когда адресат «присвоил» те значения, цели, оценки, которые были приписаны определенным сообщениям в условиях свободы выбора».

Иначе говоря, персуазивность представляет собой властно-энергетическую процедуру внушения адресату определенного эмоционального состояния и мысли. Персуазивная коммуникация подстегивает воображение публики, включает ассоциативное мышление, превращает восприятие речи оратора во встречный творческий процесс.

Средства реализации персуазивности

  • Существует целый ряд лингвистических явлений, обладающих сильным воздействующим потенциалом и способных выдвигать те или иные связанные с ними смыслы в центр внимания. Среди стилистических приемов с целью манипуляции широко распространены тропы, средства образности. Так, многие исследователи отмечают метафору как эффективный инструмент психологического воздействия. Кроме метафор и оценочных метафор, реализации персуазивности способствует использование антитез, аффективов (эмоционально-оценочные слова), эвфемизмов (социально-психологическая подоплека эвфемизмов – «боязнь назвать вещи своими именами или же желание скрыть подлинные реальности»). Используется номинализация – перевод глаголов в абстрактные существительные: так все процессы приобретают безличный характер. А после того как субъект устранен, возможны дальнейшие манипуляции.

  • Помимо стилистических персуазивных средств выделяют также средства диалогизации и интимизации изложения, способствующие установлению контакта. Сокращению дистанции между адресантом и адресатом сообщения. К ним относят формы обращения к получателю сообщения с помощью личных местоимений, императивы, риторические вопросы. Эти средства служат для активизации адресата и направлении его мысли в нужное русло.

  • Помимо разнообразных риторических фигур и форм, персуазивной энергетикой наделены отдельные слова, фразы, жесты, мимические и иные знаки, имеющие ярко выраженный оценочный характер. К примеру, персуазивными являются все словесные выражения и предикаты превосходства: уникальный, лучший, самый, супер, экстра, ультра, сверх. Персуазивным эффектом обладают также резкие негативные выражения, бранная речь или инвективы: «бред сивой кобылы», «круглый дурак», «идиотский поступок», «наглая ложь», «ничтоженство».

  • В персуазивной коммуникации широко используются инвективы. Инвективы – выступления, речи, выпады оскорбительного характера, обличающие кого-либо. В публичной дискуссии, особенно в выступлениях политиков, инвективы выступают одним из эффективных средств внушения ведения политической борьбы. Они используются для достижения следующих целей: снижение имиджа противника, дискредитация оппонента, провоцирование оппонента на определенные действия, выгодные его оппонентам, введение противника в состояние замешательства, ступора.

  • Суггестивное влияние речи выступающего существенно усиливается, когда оратор четко выделяет в своей речи основные положения и неоднократно их повторяет. Фокусировка основного послания должна сопровождаться удержанием его в сознании публики путем «вдалбливания». Как в случае частого повторения одной и той же мелодии по радио, так и в случае частого повторения в тех или иных вариантах одной и той же мысли, адресат просто обречен на ее запоминание. Специалисты в области технологии позиционирования в рекламе прекрасно знают данное правило.