Понятие «коммуникативная неудача». Типология коммуникативных неудач по разным основаниям
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Коммуникативной неудачей называется неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего, а также возникающий в процессе общения не предусмотренный говорящим нежелательный эмоциональный эффект: обида, раздражение, изумление.
Существуют различные трактовки понятия «коммуникативная неудача». Однако основу терминов составляет понимание коммуникативной неудачи как положения вещей, при котором коммуниканты не могут реализовать свои коммуникативные намерения или коммуникативные ожидания.
Коммуникативные неудачи могут быть «запланированными» (спровоцированное возникновение коммуникативной неудачи) и «незапланированными» (коммуникативные неудачи, непреднамеренно возникшие под влиянием языковых или экстралингвистических факторов).
Препятствовать могут и коммуникативные помехи. Под ними в данном случае понимаются явления разной природы, затрудняющие общение или делающие его вообще невозможным. К такого рода помехам относятся:
социальные: воздействие на коммуникацию социокультурных условий, социальных институтов, политики, идеологии, результатом которого может стать аберрация или вообще изъятие из коммуникативного процесса дискурсов определенных типов;
ментальные: различия в мировоззрении, идеологии, глубинных интересах нередко приводят участников общения к коммуникативному краху, лишая их возможности договориться;
ситуационные: включаемые в этот разряд явления имеют широкий диапазон – от чисто физических (сильный шум) до собственно коммуникативных (присутствие нежелательного лица при доверительном общении);
помехи канала: сюда относятся разнообразные технические и «технологические» дефекты, затрудняющие передачу и восприятие информации;
поведенческие: обычно являются следствием незнания или неисполнения этикетных правил и возникают тогда, когда тип поведения одного из участников общения неприемлем для другого;
пресуппозиционные: связаны с различием в объемах предварительной, «дотекстовой» информации, которой располагают коммуниканты;
текстовые: самая многочисленная группа, включающая все вербализованные помехи.
Типология коммуникативных неудач в диалогическом общении строится по следующим параметрам:
Типы коммуникативных неудач по их последствиям (явная – скрытая).
Типы коммуникативных неудач по источникам (в аспекте вербализации).
Коммуникативные неудачи, связанные с коммуникативной ситуацией.
Коммуникативные неудачи, связанные со структурой коммуникативного текста
Коммуникативные неудачи, в которых не повинен говорящий.
При многомерном подходе к классификации коммуникативных неудач следует учесть такие важные критерии, как последствия коммуникативных неудач и источники коммуникативных неудач. Классифицируя коммуникативные неудачи по источникам, исследователи выделяют коммуникативные неудачи, причиной которых является сам коммуникант, и коммуникативные неудачи, вызванные обстоятельствами коммуникативного акта.
Три типа коммуникативных неудач с точки зрения их причин:
Коммуникативные неудачи, порождаемые устройством языка.
Коммуникативные неудачи, порождаемые различиями говорящих.
Коммуникативные неудачи, порождаемые прагматическими факторами.