... > Речевая коммуникация > Предпосылки выделения понятий...

Предпосылки выделения понятий речевой стратегии и тактики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Коммуникативные предпосылки Когнитивные предпосылки Социологические и психологические предпосылки Лингвистические предпосылки Риторические предпосылки Эстетические предпосылки
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Коммуникативные предпосылки

В естественной коммуникации трудно представить ситуацию, когда поставленную цель можно достичь с помощью одного-единственного обращения к партнеру. Язык обладает богатыми ресурсами для «коммуникативного маневрирования». Участники диалога корректируют свои действия в зависимости от сложившейся ситуации, оставаясь в рамках единой сверхзадачи. Сверхзадача и коммуникативные ходы соотносятся с понятиями стратегии и тактики.

Несоблюдение говорящими принципа Кооперации (по Грайсу). Обычно при описании механизмов речевого общения внимание фиксируется на условиях успешности речевых действий. При этом предполагается, что все участники по возможности придерживаются правил кооперации, максимально стараясь продвинуться в плане речевого взаимодействия. Между тем реальность речевого общения убеждает нас в определенной иллюзорности таких предпосылок.

Когнитивные предпосылки 

Исследования показывают, что в любом акте речевого общения коммуниканты преследуют цели, которые в итоге влияют на деятельность и сознание реципиента. Р. Блакар утверждал, что выразиться нейтрально невозможно, поскольку даже неформальный разговор предполагает «осуществление власти», т. е. воздействие на восприятие и структурирование мира другим человеком. С когнитивной точки зрения речевые стратегии могут быть описаны как совокупность процедур, которые воздействуют на внутренний мир участников ситуации общения. 

Социологические и психологические предпосылки

Некоторые мотивы «непрямого» поведения относятся к области социальных договоренностей и психологических особенностей личности. Существуют моральные, религиозные, политические мотивы, которые требуют корректировки речевого поведения в плане его «смягчения». Принцип «что на уме, то и на языке» никогда не соблюдается до конца, поэтому некоторые намерения говорящего изначально должны быть скрыты. 

Лингвистические предпосылки

Коммуникативное намерение может быть вербализовано по-разному, если система языка предоставляет говорящему возможность выбора. Представим какой-либо примитивный язык-код, с ограниченным лексическим инвентарем и упрощенной грамматикой. Возможности различного выражения мысли на этом языке также будут весьма ограниченными. К счастью, в естественных языках эта ситуация маловероятна. Выбор одного из вариантов (лексического, грамматического и т. д.) в большинстве случаев не бывает случайным и определяется стратегической либо тактической задачами говорящего.

Риторические предпосылки

Проблема эффективности коммуникации также влияет на речевое планирование. Это находит отражение в существовании специальных тактических приемов (привлечения либо отвлечения внимания, фокусирования, драматизации и т.п.), цель которых — оптимизация речевого воздействия

Эстетические предпосылки

Существует определенное эстетическое удовольствие выражать мысли косвенно. Говорить прямо человеку с высокой языковой компетенцией попросту скучно: теряются некоторые скрытые смыслы, сигнализирующие об отношениях, чувствах, уходит подтекст, аллюзии, что порой не менее значимо, чем собственно информация.

Перечисленные основания позволяют более детально представить предмет исследования – речевые стратегии – во всем многообразии их функций и возможностей воздействия.