Речевая агрессия и способы ей противостоять
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Речевая агрессия – это воздействие на сознание адресата, явное и настойчивое навязывание определенной точки зрения средствами языка, что лишает адресата выбора и способности делать собственные выводы, анализировать факты. Целью речевой агрессии является оскорбление или умышленное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом. Речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективной речевой коммуникации, оказывает деструктивное воздействие не только на сознание, но также на речевое поведение участников коммуникации.
Выделяют следующие типы речевой агрессии:
Оскорбление – умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме.
Угроза – обещание причинить адресату вред или зло в случае, если он не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие.
Грубое требование – грубое, выраженное в решительной, категорической форме распоряжение.
Грубый отказ – выраженный в неподобающей форме отрицательный ответ на просьбу или требование.
Враждебное замечание – это замечание, которое сводится к выражению негативной позиции к адресату или окружающим.
Порицание – выражение неодобрения, осуждения.
Насмешка (колкость) – это обидная шутка, высказанная в чей-либо адрес с целью сказать собеседнику неприятное, подвергнуть его осмеянию.
Ссора – сложный речевой жанр агрессивного межличностного общения, в котором в наибольшей степени проявляется речевая агрессия.
Участники ситуации речевой агрессии в общем случае делятся на две группы: агрессор (нападающий) и объект агрессии (жертва). Данная ситуация складывается строго по субъектно-объектной модели. Вместе с тем в некоторых ситуациях речевой агрессии участвуют массы людей под руководством лидера (это ситуации «массовой агрессии»).
Способы противостоять:
Игнорирование – один из эффективных способов противостояния речевой агрессии, когда ситуация не переходит в открыто обидное, неприемлемое общение. У обидчика игнорирование вызывает нарушение его сценария, запал пропадает, негатив медленно, но улетучивается.
Переключение внимания – отвлечение собеседника от его агрессивного намерения или изменение его отрицательного эмоционального состояния, например, переведя разговор на другую тему. В качестве возможных способов переключения внимания можно назвать следующие: неожиданный вопрос, отвлекающее предложение, апелляцию к прошлому опыту, шутка и другие.
Использование правил и норм речевого этикета – мощный защитный механизм против агрессии. Важность «хороших манер» заключается также в том, что они способствуют объединению участников общения, достижению взаимопонимания и согласия.
Речевой этикет включает в себя:
Употребление обращений. Основная цель обращений – установление и поддержание контакта между собеседниками. Вежливое и уместное обращение – один из самых простых способов демонстрации благожелательного и уважительного отношения к человеку.
Вежливая просьба – как побудительное, но не повелительное речевое действие – противостоит грубому требованию по трем признакам: интонация, объяснение причины, наличие этикетных формул (пожалуйста, извините и др.).
Вежливый отказ. В повседневном общении часто возникают и противоположные ситуации, требующие вежливого отказа в выполнении просьбы.