Речевые маркеры коммуникативных стратегий
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Когнитивные планы представляют собой ментальные образования, недоступные непосредственному наблюдению. Лишь эпизодически они проявляются «на поверхности» – в речи: «не сочтите за комплимент», «не воспринимайте это как отказ», «я ни в коей мере не хочу вас обидеть»; «это всего лишь информация к размышлению», «хочу предупредить» и т. п. В большинстве случаев такие высказывания используются говорящим для однозначного прочтения его коммуникативных намерений – в ситуациях, когда возможна неоднозначная интерпретация.
Такого рода метакоммуникация:
свидетельствует об осознанности говорящим своей коммуникативной задачи;
учитывает, что определенные речевые тактики в некоторых контекстах не обнаруживают своих дифференциальных признаков.
Происходит своего рода прагматическая нейтрализация: искренний комплимент может быть принят за лесть, сообщение воспринято в качестве косвенной просьбы. Речевые формулы такого типа свидетельствуют о попытках говорящего идентифицировать свои речевые действия в плане коммуникативных намерений.
Для некоторых речевых тактик ситуации неоднозначного прочтения коммуникативных намерений являются типичными. Похвала реализует стратегию положительной оценки. Однако убеждение, что похвала – это нечто позитивное, далеко не всегда соответствует действительности. Психологи отмечают, что похвала часто воспринимается слушателями негативно.
Психолог-практик М. Беркли-Ален провела эксперимент, попросив слушателей своего семинара написать, что они ощущают, когда их хвалят. Вот некоторые из ответов: «Когда кто-то, особенно мой начальник, меня хвалит, я воспринимаю это как попытку мною манипулировать». Участники опроса ощущали, что похвала – это нечто, чему надо противостоять, на что надо отвечать. Это происходит оттого, что люди понимают: если кто-то дает положительную оценку, то в другой раз он может дать и отрицательную – сам факт оценивания подразумевает превосходство. Поэтому возможна реакция на похвалу со злостью, особенно если похвала не совпадает с восприятием данного человека.
Тактики и маркеры
Тактика предупреждения может характеризоваться употреблением глаголов грозить, угрожать, предупреждать и др.: Празднование Нового года по лунному календарю грозит распространением вируса.
Тактика призыва-обращения отличается использованием глаголов «призывать», «приглашать», «побуждать».
Использование глаголов «считается», «заключается» создает очевидность и общеизвестность представленных фактов.
Также очевидность достигается и благодаря употреблению нейтральных, лишенных субъективно-модальной оценки, утверждений с использованием будущего времени.Тактика требования может реализовываться посредством использования кратких прилагательных с семантикой долженствования и предписания или форм повелительного наклонения: Мы считаем, что эта градация должна учитываться и другими народными депутатами. Также маркером этой тактики может выступать и предикативное наречие надо: сначала надо обеспечить соответствующие дорожные условия.
Тактический прием предположения реализуется в русском языке благодаря употреблению глаголов «прогнозировать», «думать», «полагать», «предполагать», «считать» и др., выступающих в качестве вводных слов.