... > Речевая коммуникация > Речевые тактики конфронтации

Речевые тактики конфронтации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Конфронтация стратегии дискредитации подчинения принуждения захвата инициативы стратегии соперничества
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Конфронтация – жесткое противостояние, противоборство, столкновение взглядов, принципов, социальных систем.

К стратегиям конфронтации можно отнести стратегии дискредитации, подчинения, принуждения, захвата инициативы и контроля за ситуацией, инвективную стратегию, стратегии соперничества и отказа от общения, которые характеризуются установкой говорящего на конфронтацию, противопоставлением собственных интересов интересам собеседника. Реализация конфронтационных стратегий провоцирует у адресата аналогичную установку и ответную отрицательную эмоциональную и поведенческую реакцию. 

  • Стратегия дискредитации имеет цель воздействия на адресата. В качестве одной из коммуникативных задач субъект речи видит унижение и осмеяние партнера с последующей корректировкой мнения. Следовательно, предпосылка коммуникативного события, определяющего стратегию дискредитации, когнитивная. В рамках данной стратегии применяется обнародование каких-либо негативных фактов, мнений, аргументов, прямо или косвенно сигнализирующих о негативных оценках адресата. Такие речевые действия наиболее часто используются в политическом дискурсе. Они рассчитаны на воздействие на публику через информирование ее об отрицательных качествах, оценках человека для понижения его авторитета, подрыва доверия к нему. Для реализации данной стратегии избираются исключительно негативные, конфликтные речевые действия, такие как оскорбление, издевка, насмешка, обвинение. Цель этих действий – обидеть, унизить человека, выставить его в смешном виде.

  • Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого.

  • Стратегия подчинения заключается в том, что ход коммуникативного события не совпадает с желаниями и представлениями субъекта речи, и он предпринимает коммуникативные действия, стремясь воздействовать на партнера в своих интересах – заставить его действовать соответственно прогнозируемому результату. Стратегия подчинения – это всегда проявление власти, господства говорящего. Тип взаимодействия при ее реализации неравноправный. Однако данная стратегия допускает возможность применения как позитивных, так и негативных действий: выражения симпатии, апелляции к положительным качествам партнера, (обещание, похвала, уговоры, убеждения, лесть) или, напротив, выражения антипатии, апелляции к чувству долга партнера, авторитетам (угрозы, требования, упреки, приказы). Выбор тех или иных тактик определяется говорящим человеком. Актуализация негативных или позитивных тактик зависит также от типа отношений между коммуникантами. Некоторые ученые считают, что чем ближе отношения между ними, тем вероятнее выбор позитивной тактики. Так, при близких отношениях апелляция к дружеским чувствам, выражение симпатии, признательности, лесть эффективны, чего нельзя сказать об угрозе и наказании.

  • Инвективная стратегия конфликтного поведения демонстрирует пониженную знаковость: коммуникативные проявления здесь выступают отражением эмоционально-биологических реакций и выливаются в аффективную разрядку в форме брани, ругани (инвективы).

  • Стратегия принуждения: в коммуникативной ситуации среди участников есть тот, кто обладает властью или влиянием, и он способен с помощью тактик приказа, мотивации поощрением или угрозами повлиять на мнение и действия своего оппонента.

  • Стратегии захвата инициативы и контроля над ситуацией характеризуются неравноправным распределением речевых ролей между участниками диалогического взаимодействия и осуществлением контроля одним из коммуникантов над темой речевых ролей. Говорящий доминирует в разговоре, целенаправленно воздействует на ход диалога, отслеживает, кто говорит, сколько и о чем, т. е. регулирует тематику и диалогическую инициативу: подавляет попытки партнера влиять на развитие коммуникативной ситуации, определять тип своего речевого поведения, то, как сложатся отношения в ней, он «выбирает следующего» и «самоназначается». Намеренное осуществление контроля – поведенческого, эмоционального, интеллектуального – позволяет ограничивать свободу другого и традиционно рассматривается как способ осуществления власти над ним с помощью процесса говорения. Такой коммуникант управляет диалогом в рамках своей глобальной коммуникативной задачи, которую решает на каждом конкретном этапе общения. Это позволяет стратегию захвата инициативы и контроля над ситуацией (за диалогической инициативой) отнести к конфликтным стратегиям. Стратегии конфронтации связаны с конфронтационными тактиками: угрозы, запугивания, упрека, обвинения, издевки, колкости, оскорбления, провокации и др.