... > Речевая коммуникация > Речевое общение, речевая...

Речевое общение, речевая деятельность и речевое поведение. Этапы речевой деятельности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Речевое общение Речевое поведение Речевая деятельность
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации. Речевое общение обоюдно, сознательно и целенаправленно. Форма проявления речевого общения – это речевое поведение собеседников, а содержание – их речевая деятельность.

Единицы речевого общения:

  • речевой акт;

  • речевая ситуация;

  • речевое событие;

  • речевое взаимодействие.

Главная цель речевого общения – это обмен информацией, т.е. передача и восприятие смысла высказывания (человек стремится быть понятым).

Речевое поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.

Речевая деятельность – осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность. В то же время речевое поведение – это мало осознанная активность, которая проявляется в образах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания, либо на основе собственного опыта. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами.

Исходный момент любого речевого действия – речевая ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (к высказыванию). Например, нужно ответить на экзаменационный вопрос.

Этапы реализации речевого действия:

  • Подготовка высказывания. Осознание мотивов, потребностей, целей, вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека это протекает быстро на подсознательном уровне. Завершается этап созданием внутреннего плана высказывания. Успех речевого действия зависит от того, насколько активно знание языка, насколько сформированы у человека речевые навыки и умения.

  • Структурирование высказывания. Выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление – все это происходит во внутреннем плане. Данный этап наименее изучен, т.к. неясны механизмы выбора слов и грамматического оформления.

Предположительно: 

  1. слова мы выбираем методом проб и ошибок (в оперативной речевой памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов);

  2. слова в памяти хранятся систематизированно, по тематическим блокам;

  3. «индуцирование» слов: чем чаще используем какое-то слово, тем выше шанс его повторного употребления; 

  4. при выборе слов определенную роль играют словесные ассоциации, которые образуются на основе предшествующего опыта и сохраняются в памяти.

  • Переход к внешней речи. Звуковое или графическое оформление высказывания. Это самый ответственный этап, т. к. он определяет «положительный» или «отрицательный» результат высказывания.

  • Обратная связь (т. е. реакция на высказывание) – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.
    Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, характер и т. п).