... > Речевая коммуникация > Совершенствование навыком устной...

Совершенствование навыком устной речи. Монолог

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Информационная речь Виды информационной речи Структура монолога причины, вызывающие скованность оратора
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В соответствии с Академическим словарем русского языка монолог – это речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям. Устная монологическая речь – сложная форма речевой коммуникации. Она является основой древнейшей науки – риторики, которая сыграла огромную роль в истории развития человечества.

Оратор использует как способы воздействия на аудиторию логос (знание предмета речи, владение логикой и искусством аргументации), этос (нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям), пафос (это неравнодушное отношение говорящего к предмету речи, умение эмоционально воздействовать на слушателей).

Целью монологического высказывания может быть либо информирование слушателей, либо пробуждение в них тех или иных чувств и эмоций, либо побуждение их к определенным действиям. В соответствии с этим выделяют информационную речь (выступление), убеждающую и побуждающую.

  • Информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний. Осуществляя эту функцию, выступающий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации, а также познавательные возможности слушателей.

  • В убеждающей речи на первый план выступает эмоциональный аспект, поэтому необходимо учитывать восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру. Сюда относятся торжественная , поздравительная, поминальная, напутственная речь и др.

  • Побуждающая речь направлена в основном на то, чтобы побудить слушателей к тем или иным действиям, воздействуя прежде всего на их волю. Наиболее употребительные формы такой речи: митинговая, политическая, рекламная и др. Высказывания побуждающей речи должны быть краткими и направленными на решение вопросов, что необходимо сделать, почему это необходимо сделать, как это сделать.

Виды информационной речи – это сообщение, отчет, выступление на собрании, митинге и других подобных мероприятиях, доклад и т. д. При изложении материала рекомендуется пользоваться достоверной информацией, логически безупречной аргументацией, учитывая причинно-следственную связь явлений. Необходимо также умение дозировать информацию и адаптировать ее с учетом культурного, образовательного и профессионального уровня слушателей.

В информационной речи не исключается возможность использования призыва, в убеждающей иногда можно обойтись без обоснования, доказательства, опровержения, а в побуждающей нередко использование эмоциональных средств изложения.

Структура монолога

Устная монологическая речь состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечь внимание слушателей к предмету изложения.

Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи как можно более эффектным, нетрадиционным.

Во вступительной части речи ораторы используют следующие речевые приемы:

  • ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

  • обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня;

  • разъяснение основных понятий темы;

  • использование для установления контакта с аудиторией поговорок, цитат, анекдотов, сравнений;

  • изложение плана предстоящей речи.

При изложении основной части выступления оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него «нанизывались» все аргументы, подчеркивались и укреплялись те или иные его аспекты.

Следует учитывать особенности аудитории: ее социально-профессиональный состав и культурно-образовательный уровень; степень подготовленности слушателей, их возраст, пол, национальные особенности; однородность/неоднородность по всем параметрам.

В речи нередко используется такой речевой прием, как смена аспектов в процессе аргументации: посмотреть на проблему с другой стороны; оставить в стороне технический аспект предмета и рассмотреть его с экономических, социальных или иных позиций и т. д.

В заключении подводится итог выступления. Здесь также имеются свои особенности. Если оратор не смог соблюсти регламент, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая основная часть выступления.

Заключение должно быть естественным и вытекать из содержания и коммуникативной цели выступления, иначе придется прибегать к искусственным фразам типа: «А теперь мне хотелось бы перейти к заключительной части выступления».

Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Приведем некоторые причины, вызывающие скованность оратора:

  • чрезмерное погружение в собственные переживания;

  • недооценка собственных возможностей;

  • недостаток опыта;

  • ошибочная оценка слушателей;

  • воспоминания о провале.

Можно сформулировать следующие рекомендации молодым ораторам:

  1. Настройтесь на аудиторию.

  2. Выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории.

  3. Держитесь во время выступления уверенно.

  4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей.

  5. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

  6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (в случае необходимости и более длительная) пауза.

  7. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

  8. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.

  9. Если вы заметите, что часть аудитории не очень внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.

  10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос.

  11. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите на главную тему выступления.

  12. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.

  13. Не вступайте во время своей речи в дискуссии, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно, с акцентуализацией каждого слова.

  14. Старайтесь нелицеприятные для аудитории места вашего выступления подкреплять очевидными примерами.

  15. Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

  16. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание.

Яндекс Практикум

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748