... > Речевая коммуникация > Совершенствование навыков слушания

Совершенствование навыков слушания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Умение слушать факторы Эффективность процесса слушания правила эффективного слушания
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. В ходе исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 % – на говорение, 10 % – на письмо.

При восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 мин. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60–70 % того, что говорит собеседник.

Слушание, которое в методической литературе называют также аудированием, представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов:

  1. Первичный анализ речевого сигнала и его «механическая» обработка (перекодирование звукового сигнала в «мыслительные образы» – слуховая способность человека).

  2. Интерпретация (лингвистический анализ поступившего сообщения и расшифровка его смысла – понимание).

В связи с этим в процессе слушания необходимо различать два аспекта:

  • слух как физиологическую характеристику;

  • слушание как процесс осознанного познавательного действия, ведущего к интерпретации и пониманию. 

Эффективность процесса слушания зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы:

  • шумы и помехи;

  • акустические характеристики помещения;

  • микроклимат в помещении (температура, влажность и т. п.).

Субъективные факторы:

  • пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);

  • тип нервной системы человека, его темперамент (предполагается, что эмоционально устойчивые люди – сангвиники, флегматики более внимательны, чем холерики и меланхолики); 

  • интеллектуальные способности.

Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:

  • слуховая способность;

  • внимательность;

  • способность к пониманию;

  • способность к запоминанию.

Всех слушателей можно разделить на четыре группы:

  1. Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, получая мало информации от речи.

  2. Те, кто слушает наполовину. Их манера слушать заключается то в пристальном внимании, то в его полном отсутствии. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом.

  3. Те, кто слушает с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, о чем говорит оратор. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом.

  4. Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим, получает максимум пользы из речи.

При слушании устного выступления необходимо четко определить для себя цель слушания. Далее необходимо организовать свою работу в процессе слушания в соответствии с принципами эффективного слушания, которые включают в себя:

  • отношение слушателя;

  • интерес слушателя;

  • мотивацию слушателя;

  • эмоциональное состояние слушателя.

Поэтому основные умения, повышающие эффективность слухового восприятия, сводятся к следующим:

  1. Умение концентрироваться.

  2. Умение анализировать содержание.

  3. Умение слушать критически.

  4. Владение техническими средствами (умение конспектировать).

Можно сформулировать правила эффективного слушания, которые призваны привести к успеху в деловой беседе:

  1. Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.

  2. Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь.

  3. Во время беседы не смотрите на посторонние предметы – это отвлекает, нервирует собеседника.

  4. Слушайте с интересом – это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.

  5. Не прерывайте партнера в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль до конца.

  6. Слушая, выделяйте главные мысли говорящего и постарайтесь правильно понять их.

  7. Быстро сопоставляйте полученную информацию с собственной и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.

  8. По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше. Это хороший метод запоминания главных положений беседы.