... > Речевая коммуникация > Способы привлечения внимания...

Способы привлечения внимания слушателей и поддержания интереса аудитории (своевременность, близость, серьезность, эмоциональность информации)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Публичное выступление условия Адаптация к аудитории
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение информации, которое часто сопровождается показом наглядного материала и всегда имеет определенную цель. Цели публичного выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию или воодушевить. Но независимо от цели выступления и его вида – будь то доклад, лекция или агитация – перед выступающим всегда стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить понимание сообщаемой информации и способствовать ее лучшему запоминанию. Для этого нужно соблюсти ряд принципов информирования. Имеется ряд условий, которые влияют на успешность публичного выступления.

  • Доверие. Аудитория охотнее слушает оратора, если он вызывает симпатию и доверие. Для того, чтобы заручиться доверием аудитории, оратору необходимы знания (опыт), достоверность используемой информации и особые личные качества.

  • Интеллектуальная стимуляция. Аудитория склонна прислушиваться к информации, которая помогает развиваться интеллектуально.

  • Креативность

  • Актуальность. Это субъективная ценность, которой, по мнению слушателей, обладает информация, отвечающая их потребностям и интересам.

  • Расстановка акцентов

Успех публичного выступления можно оценить по реакции слушателей, их вовлеченности и обратной связи. Но эта реакция аудитории зависит не столько от желания людей активно слушать, сколько от мастерства оратора. Далеко не всегда публичные выступления проходят успешно.

На удачный или неудачный исход выступления перед публикой влияют определенные условия:

  • оценка аудитории;

  • учет обстановки выступления;

  • вербальная и визуальная адаптация.

Адаптация к аудитории включает в себя:

  1. Достижение взаимопонимания. Это понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями и имеют общий опыт. Достичь этого можно, используя личные местоимения «вы», «нам», «мы», «наше», задавая риторические вопросы, делясь общими переживаниями. 

  2. Привлечение и поддержание интереса аудитории. Если говорить о самой информации, то для решения этой задачи необходимо использовать четыре основных принципа: своевременности, близости, серьезности и живости.

    • Своевременность. Слушателей скорее заинтересует информация, которую они смогут использовать немедленно или, по крайней мере, в ближайшем будущем.

      Близость. Слушателей больше интересует информация, которая близка им, которая затрагивает их личное пространство, важные для них вопросы и проблемы.

    • Серьезность. Необходимо подчеркнуть важность для аудитории излагаемого материала, его связь с физическими, экономическими и психологическими последствиями.

    • Живость. Образная, эмоциональная речь воспринимается слушателями гораздо лучше, чем размеренная, строго логичная, монотонная, которая быстро усыпляет слушателей. Поэтому в выступление можно вносить юмор, истории из жизни и запоминающиеся примеры.

  3. Приспособление к уровню понимания аудитории. Важно, чтобы преподносимая слушателям информация была доступна их пониманию. Необходимо грамотно выстроить представление новой информации и выбрать способ, который будет способствовать ее пониманию. 

  4. Укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или предмету речи. Доверие слушателей вызовет этичное поведение оратора. В основе этичной убеждающей речи лежат четыре правила:

    • говорить правду;

    • не преувеличивать значение предоставляемой информации;

    • не переходить на личности: не позволять себе нападок и оскорблений в сторону несогласных слушателей;

    • делать ссылки на первоисточники.

  5. Адаптация к установкам (мнениям) аудитории. Оратору важно представлять установку слушателей на его сообщение: положительна она, отрицательна или нейтральна. В случае отрицательного отношения нужно больше внимания уделить тому, чтобы показать важность данной темы для слушателей.