Стереотипы и творчество в речевой этике. Основные морально-нравственные принципы в речевой коммуникации. Соблюдение этических категорий
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Стереотипы речевого поведения – это устойчивые представления о том, как в той или иной ситуации следует вести себя. Это неписаные законы, которым неукоснительно следуют и во время дипломатического приема, и во время дружеской посиделки, и во время объяснения в любви, и во время ссоры.
По своей сути они похожи на стереотипы других сфер (культурные, социальные, возрастные, гендерные), поэтому в ряде случаев между стереотипами речевого поведения и другими стереотипами нет четкой границы, они взаимодействуют, пересекаются друг с другом и конкретизируют друг друга для определенных ситуаций.
Речевые стереотипы по тем аспектам речи, которые они регулируют, делятся на группы, которые (как и сами стереотипы) названы в форме суждений, отражающих механизм их действия. Таких групп несколько:
речевые процессы прямо зависят от физиологических;
речевые действия так или иначе соотносятся с физическими;
речевые действия так или иначе соотносятся с отраженной в них действительностью;
речь так или иначе связана с тем, кто говорит;
речь – самостоятельный элемент мира.
Эти группы включают в себя различный набор стереотипов. Каждая из групп воплощается в совокупности конкретных нормативных единиц. Их можно считать вариантами общего стереотипа, адаптирующими его к конкретному аспекту речи. С одной стороны, они облегчают коммуникацию, выстраивая ее, с другой – затрудняют. Совокупность этих функций обеспечивает динамику общих коммуникативных процессов, порождает самоорганизацию речевого взаимодействия. Пример: разговор за столом.
Эффективность речевого взаимодействия напрямую зависит от предшествующего и сопровождающего разговор принятия пищи (или напитков). Это связано с тем, что предварительная или сопутствующая разговору еда обеспечивает более комфортное состояние говорящего, помогает адаптироваться к ситуации, настраивает на благодушный лад.
Этот стереотип отражен в целом ряде пословиц и поговорок: Не спрашивают: чей, да кто и откуда, а садись обедать. Наперед накорми, а там уж поспроси. Без соли, без хлеба худая беседа. Есть чего слушать, да нечего кушать. Хорошо песни петь пообедавши. Натощак не выговоришь. Кушай вареное, да слушай говореное. Кум да кума (беседа), да кубышка вина. Кроме того, в сказках героями используется устойчивая формула: «Ты меня накорми, напои и спать уложи. А потом расспрашивай».
Эти устойчивые выражения указывают на то, что в народном сознании существуют представления о строгих предписаниях относительно организации коммуникативной ситуации – разговор предполагает сопутствующую ему трапезу.
Неумение и нежелание вести конструктивный диалог нередко приводит к размежеванию тех сил, которые должны объединяться, становиться единомышленниками. Энергия зачастую тратится не на решение жизненно важных задач, а на уничтожение оппонента, что приводит к самоуничтожению сторон. Одной из главных причин появления деструктивных элементов в процессе общения является отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг к другу и к окружающему миру.
Нравственная установка – это готовность личности действовать в соответствии с определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге и т. д. Нравственная установка личности формируется в процессе социализации, то есть воспитания в семье, при получении образования, усвоении соответствующих профессиональных и корпоративных кодексов морали.
Отсутствие позитивных нравственных установок в речевом общении в известной мере является следствием действовавшего режима в советское время. Многие нравственные проблемы решались на основании всем известного принципа: нравственно то, что служит делу революции, делу строительства коммунизма. На этом фундаменте строилась вся система ценностей и деятельностных ориентиров.
Каждая личность имеет свою более или менее определенную систему нравственных ценностей, свой моральный кодекс, который и определяет конкретную линию поведения, в том числе и речевого.
Умение соблюдать этические нормы в обществе всегда ценилось весьма высоко. Знание норм этики, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей.
К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.
Например, если человеку в данный момент не нужно общение, он должен найти корректный способ уйти от него, не обидев собеседника. Искренность не всегда уместна в речевой коммуникации, особенно в деловой сфере. Недаром в народе говорят по этому поводу: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
Вредит бытовому и деловому общению использование нецензурных и бранных выражений, грубости, неуместных слов и др.
Опираясь на данные статистического анализа, Д. Ягер сформулировала шесть основных принципов делового этикета, подкрепив их цитатами из высказываний руководителей крупных американских фирм.
Делайте все вовремя. «Будьте внимательны к окружающим и помните об обычных правилах вежливости, т. е. делайте все в срок, будьте пунктуальны, назначенные встречи вносите в свой рабочий календарь. Именно такие мелочи больше всего и помогают».
Не болтайте лишнего. «Надо очень внимательно следить за тем, что вы говорите, и четко представлять, какие последствия может иметь утечка информации для тех, кто с ней работает».
Будьте любезны, доброжелательны и приветливы. «Культура любой организации складывается из взглядов и поступков ее сотрудников. В конечном счете недобрые замыслы и поступки никогда не приведут к добрым результатам и делам. Так что, как бы на вашу фирму или на вас ни наседали, старайтесь остаться вежливыми, приветливыми и оптимистичными».
Думайте о других, а не только о себе. «Если в вас нет достаточно сочувствия к вашим клиентам, нет понимания их нужд и проблем, – это ваша огромная ошибка».
Одевайтесь как положено. «Первое впечатление складывается при первой встрече. Так что произвести его надо сразу же. Приглядывайтесь к людям, прислушивайтесь, выбирайте образцы для подражания».
Говорите и пишите хорошим понятным языком. «Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Неумение как следует писать и говорить нередко отбрасывает человека назад, и его способности могут пропасть впустую».