Стратегии риторического типа (трюизмы, речевое связывание, иллюзия выбора, ценностная подстройка)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Успеха в коммуникации нередко достигает не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно анализировать речь оппонента, быстро реагировать на нее и продуктивно организовывать свою речь. С другой стороны, необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна именно для того, кого убеждаешь. В каждой ситуации общения используется своя риторическая стратегия (риторика – наука об искусстве красноречия).
Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.
Польза владения стратегиями зачастую является односторонней. Их применение помогает собеседнику сначала внутренне согласиться с вами, а после этого подкрепить свое согласие конкретными действиями. Лучше всего в жизни использование риторических стратегий видно в рекламе и предвыборной агитации. Мы все терпеть не можем рекламу и все же очень часто следуем ее рекомендациям. Оказавшись перед магазинным прилавком, человек почти всегда замечает примелькавшуюся марку, и рука сама тянется к кошельку.
Знание приемов помогает выстраивать защиту от манипуляции, а это никогда не бывает лишним, ибо помогает сохранить и деньги, и время, и нервы. Рассмотрим самые распространенные.
Трюизмы, т. е. банальные истины (людям нравится покупать качественные вещи, только честный, порядочный депутат может достойно защищать интересы избирателя), пословицы и поговорки, известные всем с детства (без труда не вынешь рыбку из пруда, бесплатный сыр бывает только в мышеловке). Коварство этого приема состоит в том, что с такой банальной истиной очень легко согласиться. А дальше работает так называемое «правило Сократа»: для получения положительного решения по важному для вас вопросу, поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник наверняка ответит «да».
Речевое связывание, или псевдологика. Этот прием основан на инерции мышления и позволяет придать высказыванию иллюзию смысла. Эффект обусловлен тем, что на многоуровневую смысловую конструкцию человеку трудно дать двойное отрицание, если он хоть с чем-то не согласен.
Сочетание этих двух приемов (трюизм и речевое связывание) легко проследить в рекламных роликах. Пример. Желудок у котенка не больше наперстка (да, очевидно). А сил для игр и роста требуется много (да, опять очевидно). Поэтому «Вискас» просто необходим вашему котенку! На первые два утверждения мы ответили «да», потому что спорить там просто не с чем. По инерции мы ответим «да» и на третий, хотя он логически никак не связан с первыми двумя утверждениями.
Иллюзия выбора. (Вы можете купить большую или маленькую упаковку товара. Вы можете проголосовать за нашего кандидата по адресу А или по адресу Б. Вы можете приобрести товар с крылышками, с хвостиком или с запахом лимона и эвкалипта). Давления на избирателя (покупателя) ослабляется или не чувствуется из-за предоставляемого выбора. Ограниченность такого выбора на подсознательном уровне не ощущается, поэтому прием работает.
Ценностная подстройка. Прием продвигает не товар, а присоединенные к нему ценности, образ жизни. Так, все мы ценим тепло и уют в доме, любовь, заботу о детях, внимание близких людей. Реклама предлагает нам все это вместе со стиральным порошком или соком, например.
Это один из самых популярных приемов в агитации (каждый, кому дорого будущее страны, голосует за кандидата X, т. е. если голосуешь за кандидата Y или Z или против всех, значит, будущее страны тебе безразлично).