... > Речевая коммуникация > Стратегия как способ...

Стратегия как способ прогнозирования

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Стратегия речевого поведения речевая стратегия Прогноз
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Стратегия речевого поведения является основой построения процесса коммуникации для достижения определенных целей и долговременных результатов. В самом общем смысле речевая стратегия включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана (т. е. это комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели).

Все виды стратегий объединяются тем, что они представляют своего рода предположения относительно будущей ситуации и обладают большей или меньшей степенью вероятности. Важно помнить, что в процессе реализации стратегии нет гарантированного успеха, как бы искусно стратегия ни применялась, как нет и единого для всех носителей языка представления о том или ином взаимодействии. Если выявлены условия, намекающие на тот или иной стратегический результат, то можно прогнозировать, что определенные речевые действия должны с достаточной долей вероятности гарантировать успех. Однако непосредственные ситуации взаимодействия могут не подтвердить прогноз. В связи с этим проверить результаты стратегического подхода можно либо через прецеденты, либо путем экспериментов, соответствие которых реальному положению дел можно принимать приблизительно.

Чтобы планировать речевые действия, говорящие должны иметь представления об обычных ситуациях общения, а также обладать хотя бы элементарным опытом их анализа.

Прогноз предстоящей вербальной коммуникации строится на основе 3 данных:

  1. Представление о речевом акте (какое речевое событие/акт предстоит?).

  2. Представление о коммуникативном взаимодействии (с учетом мотивов и целей говорящего и слушающего, их вербальных и невербальных действий, т. е. будет ли это кооперация, конфронтация и т. д.).

  3. Представление о всей ситуации в целом (например, формальное/неформальное общение и т. д.).

Эти представления обусловливают стратегический выбор значимых единиц разных уровней и способов их организации, то есть конструирование связного текста, оптимального для решения коммуникативной задачи говорящего. При этом следует учитывать, что планирование речевого поведения есть не просто конструирование языковых высказываний, а часть интерактивного процесса, в котором слушающий не пассивно воспринимает текст-сообщение говорящего, а активно интерпретирует его речевые действия, реализуя собственную стратегическую линию. Поэтому диалог есть, по сути, коммуникативный поединок за право осуществить свою стратегию.