... > Речевая коммуникация > Сущность массовой коммуникации...

Сущность массовой коммуникации в сравнении с межличностной коммуникацией. Речевое воздействие или речевая манипуляция

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Массовая коммуникация Сущность Особенности массовой коммуникации Отличия Речевое воздействие
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Сущностью массовой коммуникации как деятельности является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей. Сущность всегда остается неизменной, а явление, содержание и формы осуществления могут изменяться в зависимости от условий функционирования всей системы массовой коммуникации. Массовая коммуникация носит публичный характер и выполняет функцию массовизации – сплочения аудитории вокруг общих идей, политических взглядов, ценностей, моделей потребления.

Особенности массовой коммуникации:

  • отправитель сообщения является частью организованной группы, а зачастую и представителем института;

  • в качестве принимающей стороны выступает индивид. Он часто рассматривается передающей организацией как часть группы с присущими ей общими характеристиками;

  • канал сообщения представляет собой технологически сложные системы распространения информации. Они включают в себя значимую социальную компоненту, поскольку их функционирование зависит от правовых норм общества, привычек и ожиданий аудитории;

  • сообщения обычно обладают достаточно сложной структурой;

  • публичный характер и открытость;

  • ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи;

  • опосредованность контактов передающей и принимающей сторон;

  • определенное неравноправие в отношениях передающей и принимающей сторон;

  • многочисленность адресатов сообщений.

Отличия массовой коммуникации от межличностного общения проявляются практически в связи со всеми составляющими коммуникационного процесса.

Источником сообщения в межличностной коммуникации является семья, соседи и т. п. В массовой же коммуникации – некий институт. Канал распространения межличностной коммуникации можно назвать «лицом к лицу». Приемником в межличностной коммуникации является семья, соседи, т.е. непосредственное окружение; в массовой – анонимная разнородная аудитория. При межличностной коммуникации имеется возможность непосредственной реакции адресата (обратная связь). В массовой коммуникации реакция преимущественно «отложенная» (в некоторых случаях – прямая). Характер регулирования межличностной коммуникации – личный, индивидуальный; массовой – с использованием систем правил и контроля.

Речевое воздействие – это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих ее невербальных средств для достижения поставленной цели говорящего. Главной целью речевого воздействия является изменение субъективных мнений индивида в результате его взаимодействия с другими индивидами или коммуникативной системой.

Различают два основных аспекта речевого воздействия — вербальный и невербальный.

Правильно построенное вербальное и невербальное воздействие обеспечивают нам эффективность общения.

Коммуникативная позиция говорящего – одно важное теоретическое понятие науки о речевом воздействии. Под коммуникативной позицией говорящего понимается степень коммуникативной влиятельности, авторитетности говорящего по отношению к его собеседнику. Это относительная эффективность его потенциального речевого воздействия на собеседника. Коммуникативная позиция человека может изменяться в разных ситуациях общения, а также по ходу общения в одной и той же коммуникативной ситуации.

Коммуникативная позиция говорящего может быть сильной и слабой. Коммуникативную позицию человека в процессе общения можно усилить путем применения правил речевого воздействия, можно ее защитить, а также можно ослабить (также применяя приемы речевого воздействия и осуществляя различные действия в отношении собеседника).

Основные факторы речевого воздействия:

  1. Фактор внешности.

  2. Фактор соблюдения коммуникативной нормы.

  3. Фактор установления контакта с собеседником.

  4. Фактор взгляда.

  5. Фактор физического поведения вовремя речи (движение, жесты, позы).

  6. Фактор манеры (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление).

  7. Фактор размещения в пространстве.

  8. Фактор содержания.

  9. Фактор языка.

  10. Фактор объема сообщения.

  11. Фактор расположения фактов и аргументов, идей.

  12. Фактор времени.

  13. Фактор количества участников.

  14. Фактор адресата.