Сущность массовой коммуникации в сравнении с межличностной коммуникацией. Речевое воздействие или речевая манипуляция
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Сущностью массовой коммуникации как деятельности является воздействие на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей. Сущность всегда остается неизменной, а явление, содержание и формы осуществления могут изменяться в зависимости от условий функционирования всей системы массовой коммуникации. Массовая коммуникация носит публичный характер и выполняет функцию массовизации – сплочения аудитории вокруг общих идей, политических взглядов, ценностей, моделей потребления.
Особенности массовой коммуникации:
отправитель сообщения является частью организованной группы, а зачастую и представителем института;
в качестве принимающей стороны выступает индивид. Он часто рассматривается передающей организацией как часть группы с присущими ей общими характеристиками;
канал сообщения представляет собой технологически сложные системы распространения информации. Они включают в себя значимую социальную компоненту, поскольку их функционирование зависит от правовых норм общества, привычек и ожиданий аудитории;
сообщения обычно обладают достаточно сложной структурой;
публичный характер и открытость;
ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи;
опосредованность контактов передающей и принимающей сторон;
определенное неравноправие в отношениях передающей и принимающей сторон;
многочисленность адресатов сообщений.
Отличия массовой коммуникации от межличностного общения проявляются практически в связи со всеми составляющими коммуникационного процесса.
Источником сообщения в межличностной коммуникации является семья, соседи и т. п. В массовой же коммуникации – некий институт. Канал распространения межличностной коммуникации можно назвать «лицом к лицу». Приемником в межличностной коммуникации является семья, соседи, т.е. непосредственное окружение; в массовой – анонимная разнородная аудитория. При межличностной коммуникации имеется возможность непосредственной реакции адресата (обратная связь). В массовой коммуникации реакция преимущественно «отложенная» (в некоторых случаях – прямая). Характер регулирования межличностной коммуникации – личный, индивидуальный; массовой – с использованием систем правил и контроля.
Речевое воздействие – это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих ее невербальных средств для достижения поставленной цели говорящего. Главной целью речевого воздействия является изменение субъективных мнений индивида в результате его взаимодействия с другими индивидами или коммуникативной системой.
Различают два основных аспекта речевого воздействия — вербальный и невербальный.
Правильно построенное вербальное и невербальное воздействие обеспечивают нам эффективность общения.
Коммуникативная позиция говорящего – одно важное теоретическое понятие науки о речевом воздействии. Под коммуникативной позицией говорящего понимается степень коммуникативной влиятельности, авторитетности говорящего по отношению к его собеседнику. Это относительная эффективность его потенциального речевого воздействия на собеседника. Коммуникативная позиция человека может изменяться в разных ситуациях общения, а также по ходу общения в одной и той же коммуникативной ситуации.
Коммуникативная позиция говорящего может быть сильной и слабой. Коммуникативную позицию человека в процессе общения можно усилить путем применения правил речевого воздействия, можно ее защитить, а также можно ослабить (также применяя приемы речевого воздействия и осуществляя различные действия в отношении собеседника).
Основные факторы речевого воздействия:
Фактор внешности.
Фактор соблюдения коммуникативной нормы.
Фактор установления контакта с собеседником.
Фактор взгляда.
Фактор физического поведения вовремя речи (движение, жесты, позы).
Фактор манеры (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление).
Фактор размещения в пространстве.
Фактор содержания.
Фактор языка.
Фактор объема сообщения.
Фактор расположения фактов и аргументов, идей.
Фактор времени.
Фактор количества участников.
Фактор адресата.