Техника общения с аудиторией (презентация, пресс-конференция и др.). Речевое воздействие
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения и эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.
Когда оратор выходит на сцену перед незнакомой публикой, которая, в свою очередь, видит этого оратора впервые, между ними возникает непроницаемая стена неизвестности и недоверия. Для оратора чрезвычайно важна проблема первого впечатления. Встреча оратора со слушателями, как правило, непродолжительна, и он не имеет достаточно возможностей для того, чтобы изменить впечатление о себе в свою пользу, если сразу не смог завоевать симпатии аудитории. Поэтому первым делом оратору стоит изучить свою аудиторию. Подход к различным аудиториям будет разный.
Начиная работу по анализу аудитории необходимо учитывать различные факторы:
что аудитория знает о теме выступления;
какой опыт у них есть;
до какой степени распространяются их нужды в предлагаемом материале и как они анализируются;
насколько нужды группы схожи и различны;
какие у них ожидания.
Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы, как образовательный уровень, направление образования, познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.
Основные правила взаимодействия с аудиторией. Эффективная презентация информации предполагает:
разностороннее владение темой: достигается сбором информации из разных взаимодополняющих источников и уверенное ее воспроизведение;
понятное и интересное изложение: достигается с помощью дидактических принципов;
ясные и красноречивые ответы на вопросы: большинство из них готовится заранее (т. к. в основном вопросы одни и те же);
использование специальных приемов риторики и красноречия;
ораторское искусство (умение работать с аудиторией): всегда является преимуществом.
Дидактические приемы, направленные на улучшение восприятия информации:
Принцип структурирования. Предлагаемая слушателям информация должна иметь ясную и продуманную внутреннюю структуру.
Принцип краткости фразы. Желательно излагать материал короткими, не более 9 слов предложениями.
Принцип ключевых фраз. Основные положения – постулаты – должны формулироваться всегда одинаково. К основным положениям относятся: любые названия (термины, законы), принципы и допущения, слоганы, лозунги и пр., а также все, что выступающий хотел бы услышать из уст слушателей (например, краткие характеристики продукции, заготовки «правильных» ответов на вопросы).
Принцип повторения. Все основополагающие постулаты должны повторяться оратором не менее трех раз, желательно не подряд, а в логически выстроенном контексте.
Принцип баланса абстрактного и конкретного. Каждое положение или правило должно сопровождаться конкретным примером. Перегрузка абстрактными тезисами вызывает непонимание и быструю утомляемость.
Принцип визуализации. Материал, предоставляемый в форме конкретного примера, должен содержать детали, вызывающие зрительные (визуальные) образы в воображении слушателей. Все примеры должны подбираться так, чтобы вызвать яркую визуализацию, что обеспечит им большую вероятность запоминания.
Принцип наглядности. Для наглядности используются образцы продукции, рекламные материалы, рисунки и надписи на доске и, наконец, как наиболее эффективный вариант – профессиональные макеты и демонстрационные материалы, развешанные сразу и на весь временной период выступления.
Речевое воздействие – это влияние на собеседника в процессе общения с помощью различных приемов с целью изменить его взгляды и мнения или побудить к каким-либо действиям. Речевое воздействие можно понимать также как управление человеческим поведением, производимое с помощью речи и невербальных средств общения.
Для повышения эффективности речевого воздействия необходимо иметь в виду три основных принципа:
Принцип доступности, который связан с необходимостью учитывать культурно-образовательный уровень слушателей (собеседников), их жизненный и профессиональный опыт.
Принцип экспрессивности, требующий использования средств выразительности (тона и громкости речи, интонации, риторических тропов и фигур, мимики, жестов).
Принцип ассоциативности, предполагающий обращение к ассоциациям слушателей.
Речевое воздействие может быть прямым и косвенным. Если говорящий осознанно выбирает языковые единицы для достижения поставленной цели, а слушатель фиксирует выбор говорящего, то речь следует вести о прямом воздействии. Возможно оказание скрытого воздействия, при котором говорящим осуществляется коммуникативная маскировка целей и ситуации воздействия. При косвенном воздействии выбор языковых единиц может не осознаваться ни отправителем информации, ни получателем.
Задача речевого воздействия – изменить поведение или мнение собеседника или собеседников в необходимом говорящему направлении.