Технология продуцирования письменной речи
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.
Как следует из приведенного выше определения письменной речи, характерной особенностью текста является самостоятельность. Адресат при восприятии текста может что-то упускать, утрачивать из вложенного в текст автором содержания, а что-то добавлять от себя, домысливать. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени и/или пространстве, с принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.
Часть текста (особенно большого) может приобрести самостоятельность в определенных условиях и стать отдельным текстом. Например, глава или параграф монографии, опубликованные в виде статьи.
В целевом комплексе текста различают два целевых подкомплекса: коммуникативную цель, которая ограничивается пределами данной коммуникативной ситуации, и экстракоммуникативную цель, выходящую за рамки данной речевой коммуникации.
Под целостностью внутренней формы подразумеваются внутренняя организованность, структурность и оформленность содержания текста. С другой стороны, текст обладает и целостностью внешней языково-речевой формы, под которой понимаются оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическая целостность, принципы отбора номинативных единиц и т. д.
Выделяют три основных типа внутренних текстовых структур:
предметно-логическую;
«плетеную»;
свободную образно-ассоциативную.
Предметно-логическую структуру имеют научно-учебные, официально-деловые, общественно-деловые, информационно-аналитическиетексты . «Плетеную» структуру используют обычно в публицистике. Свободная образно-ассоциативная структура характерна для художественных текстов и требует, как правило, наличия творческой одаренности и мастерства.
Для того чтобы составить текст, автору необходимо располагать соответствующим материалом. Текст создается для того, чтобы его воспринял адресат. Любое письменное произведение автор, иногда не имея полной уверенности, что оно будет опубликовано, все же адресует какой-то группе читателей. Поэтому составитель текста должен четко представлять адресата данного послания, то, как он воспримет содержание и как текст может на него повлиять.
Итак, автор, ситуация, материал и адресат определены, теперь рассмотрим влияние на речевое продуцирование таких факторов, как цель, предмет, тема, проблема, жанр.
Цели создания текста могут быть разные: внешние и внутренние, открытые и скрытые, осознанные и неосознанные, объективные и субъективные, истинные и ложные. На следующем этапе речевого продуцирования определяются предмет, тема и проблема текста. Под темой понимается то главное, о чем говорится в тексте. Проблема – это та мыслительная задача, которую автор должен решить в тексте. Проблема нередко настолько тесно связана с темой, что разделить их бывает трудно. Жанр может либо свободно избираться автором, либо предписываться ему. Когда же жанр предписан, то знание его законов помогает автору определить необходимый объем текста и выбрать стилистико-речевое оформление.
Текст создается, как правило, от общего к частному, но воспринимается в основном от частного к общему. Иными словами, читатель по различным фрагментам воссоздает содержание текста; автор же создает текст, отталкиваясь от общей темы, проблемы, цели. Однако возможен и другой путь: написание отдельных частей в более или менее случайном порядке, а затем оформление их в композиционное целое. Этот путь более сложен, практикуется чаще всего при коллективном авторстве, иногда в области литературно-художественного творчества.
Говоря о содержании, различают текстовое, затекстное и подтекстное содержания. Затекстное содержание несут обычно научные и учебные тексты, значительная часть газетных информационных сообщений, а также информационно-аналитические и официально-деловые тексты.
Подтекстное содержание опирается на намек, о котором адресат может или должен догадаться.
Затекстное и подтекстное содержания в одних случаях вполне различимы, в других – сливаются полностью. Например, в официально-деловом документе возможна аргументирующая ссылка на какое-то постановление по проблеме содержания текста. Если у автора нет иного намерения, кроме аргументирующего напоминания, то налицо затекстное содержание, но если автор намекает на предусмотренную постановлением ответственность за игнорирование данного аргумента, то это подтекстное содержание.